От редакции: Санитарная политика

Чиновники хором повторяют одно и то же – никакой политики, хотя ни у кого нет сомнений, что они занимаются именно политикой. Санитарное и некоторые другие ведомства в России обладают особыми политическими полномочиями – накладывать квазисанкции на провинившихся соседей.

Роспотребнадзор в последние год-два приобрел славу за пределами отечества. Вслед за попыткой задержания норвежскими пограничниками траулера “Электрон” в 2005 г. он запретил импорт норвежской рыбы ввиду повышенного содержания в ней солей тяжелых металлов. После обострения отношений с Тбилиси и Кишиневом весной нынешнего года из продажи были изъяты грузинские вина и минеральные воды, молдавские вина и коньяки. Вчера Геннадий Онищенко запретил реализацию шпрот некоторых латвийских производителей. На очереди – украинские вина и крепкие напитки. Последнее обострение отношений между Москвой и Тбилиси обернулось прекращением почтового и транспортного сообщения с Грузией и массовой депортацией грузин, больше похожей на этническую чистку.

При этом качество алкогольной продукции из Абхазии или, например, Азербайджана санитаров не беспокоит. Не привлекают внимания проверяющих ни экологические параметры минских грузовиков, ни свойства белорусского женского белья. Конечно, есть советская традиция не называть вещи своими именами. Это когда однопартийная система называется “социалистической демократией”, а война – “оказанием интернациональной помощи”. Такая логика позволяет, избегая некоторых слов, как бы и не нести ответственности за дела, этими словами прикрываемые.

У нежелания называть санкции санкциями есть причина и попроще. В России нет закона, который позволял бы Москве, как Вашингтону и Парижу, накладывать санкции на государства и лиц, нанесших ущерб безопасности нашей страны или ее граждан, в одностороннем порядке. В этой связи внесение в Думу законопроекта “О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации” выглядит значительным шагом вперед.

Законопроект предполагает, что санкции будет объявлять не министр или чиновник, а президент. Он сможет единолично или по представлению палат парламента и правительства прекращать на срок до четырех лет экономическую и военную помощь, ограничивать и запрещать двустороннюю торговлю, туризм и использование отечественных морских и воздушных портов, наконец, повышать таможенные пошлины. Реализовывать санкции на практике будет правительство. Большинство пунктов проекта похожи на аналогичные документы Франции и США. Однако есть одна существенная особенность. В отличие от французского и американского образцов в нем нет шкалы, которая указывает, какое наказание следует за то или иное прегрешение против российских граждан и безопасности российского государства. Проект многое отдает на усмотрение президента и чиновников, которые неодинаково относятся к разным странам. Если бы этот закон действовал сегодня, то в ответ на избиение четырех российских дипломатов в Македонии Москва могла бы ввести всеобъемлющие санкции против Скопье.

Важно, что после того, как политика будет называться именно политикой, а не санитарными мерами, отвечать за нее наконец-то будут политики, а не врачи.