От редакции: Америка – России

Победа демократов на парламентских выборах в США не только внутреннее дело Америки. Весьма вероятное изменение политики, монополией на которую в течение последних пяти лет обладали республиканцы, может повлиять на ситуацию в разных частях света – в полном соответствии с интересами крупнейшей экономики и крупнейшего центра силы в мире. Впрочем, изменения в отношениях с Россией пока будут минимальны.

Торговые отношения между странами трудно назвать значительными: в 2005 г. на США приходилось лишь 2,6% российского экспорта (11-е место) и 4,6% импорта (5-е место). В последнее время торговля осложнялась рядом ограничений с обеих сторон: американцы вводили санкции против “Рособоронэкспорта” и “Сухого”, русские – против американских кур. С другой стороны, Джордж Буш называет Владимира Путина другом (и наоборот) и многие вопросы двусторонних отношений президенты могли решать в личном общении. Процесс вступления в ВТО для России может осложниться, если Путин и Буш не договорятся в ближайшее время. Летом 2007 г. истекают полномочия, дающие право Бушу подписывать торговые договоры без участия конгресса: парламентарии смогут участвовать в процессе переговоров, и это будет уже не республиканский конгресс.

Демократы занимают жесткую позицию по ВТО. Также они чувствительны к правам человека. Зато демократы меньше республиканцев связаны с сырьевыми корпорациями и энергетическая безопасность не их конек. Они спокойнее относятся к проблемам военного экспорта. Плюсом для России может стать расширение пространства для маневра.

Другой важный фактор, который может повлиять на Россию, – ожидаемое изменение американской политики на Ближнем Востоке, которое может привести к изменению цен на нефть. Главным приоритетом для демократов будет решение проблемы Ирака и скорейшее возвращение американских солдат домой. Но геополитическая надбавка к цене на нефть сейчас в большей степени определяется напряженностью вокруг ядерной программы Ирана, а в этом вопросе вероятно сохранение политики нынешней администрации.

Директор Московского центра Карнеги Роуз Геттемюллер, которая была во времена президентства Билла Клинтона замминистра энергетики и членом совета национальной безопасности, отмечает, что демократы более прагматично относятся к России: когда они были у власти, диалог развивался интенсивнее. В какой-то степени ее слова подтверждаются социологами. Сегодня 37% россиян называют США враждебной страной (майский опрос “Левада-центра”), дружественной – 5%. Разница между положительным и негативным отношением составляет -32%. В 2000 г. (последний год правления Клинтона) разница была +46%, а в 1997 г. вообще +54%. Похожая картина в США: по данным Gallup, в 1997 г. любили Россию на 20% больше американцев, чем не любили. После российского дефолта ситуация изменилась: в 2000 г. – -25%, после терактов 11 сентября нас опять полюбили (+39% в 2002 г.), но ненадолго: согласно летнему опросу 2006 г. World Public Opinion, 53% американцев считали, что Россия негативно влияет на мир, и 40% – что позитивно (-13%).

Общаясь в сентябре с иностранными экспертами в рамках дискуссионного клуба “Валдай”, Владимир Путин отметил, что одно дело – отношение населения, а другое – внешняя политика России, поскольку власти надо думать о будущем. Безусловно, это относится и к американской власти. Результаты парламентских выборов – сигнал о том, что позиция американцев меняется и на президентских выборах 2008 г. вполне возможна победа демократов. Вопрос о том, станут ли друзьями Хиллари Клинтон (например) и Дмитрий Медведев (например), во многом праздный, однако Кремль, верный традициям преемничества, может уже сейчас думать о том, как строить отношения с США после завершения российского выборного цикла 2007–2008 гг.