От редакции: Деградация рынка

В начале октября президент Владимир Путин, откликаясь на конфликт в Кондопоге, потребовал ужесточить миграционный режим для иностранцев и немедленно навести порядок на потребительских рынках, на которых, по его словам, происходит “беспредел”. И вот на днях на сайте Минэкономразвития появился текст проекта федерального закона “Об организации деятельности розничных рынков”.

Законопроект, по сути, корректирует высказывания Путина: в нем не содержится неконституционных норм дискриминации по национальному признаку и гражданству. По сути, требование президента не выполнено – административной защиты местного населения не предполагается, квота ему не выделена, ведь подобная мера вошла бы в противоречие с Конституцией страны. В документе лишь прописаны требования к оформлению торговцев, соответствующие другим российским законам, – например, подтверждается необходимость наличия регистрации и для иностранных граждан – разрешения на работу.

Другое дело, что миграционной службой установлены квоты на выдачу разрешений, абсолютно не соответствующие потребностям российской экономики в притоке рабочей силы. Скажем, на 2006 г. установлена квота на привлечение иностранной рабочей силы в размере 329 300 человек. Реальные потребности экономики можно представить, сравнив размер квоты с числом нелегалов, работающих в России. Их, по данным ФМС, около 4 млн.

Все же про “отечественных товаропроизводителей” разработчики не забыли. Им выделена обязательная квота в размере 20% мест, которая может быть увеличена региональными властями. “Отечественность” в рамках законопроекта определяется по факту производства товара внутри России и с помощью реализации – производитель отечественный в том случае, если он реализует собственный товар.

Итак, авторам документа удалось избежать законодательного оформления ксенофобии. Но полезным законопроект назвать все-таки сложно. Производители, получившие места на рынках по квоте, должны будут торговать своей продукцией самостоятельно. В советские времена такие правила были на колхозных рынках, только распространялись они не на 20% мест, а на все 100%. Но интересно, что в документе от 1983 г. “О правилах торговли на колхозных рынках города Москвы” дирекциям рынков запрещалось требовать от торговцев подтверждения принадлежности им продаваемой продукции. Между тем законопроект 2006 г. требует предоставления сведений о собственнике товара.

Как и любые протекционистские меры, новые “нерыночные рыночные” правила ограничивают конкуренцию. Кроме того, они стимулируют отход от специализации, что едва ли будет подспорьем для самих производителей, которые раньше могли перепоручать реализацию своих товаров тем же самым мигрантам. Можно надеяться, что забронированные по законопроекту места так и останутся незанятыми. Но есть и другой вариант развития событий: дальнейшее углубленное изучение советских норм и переход к 100%-ной квоте. Кстати, запрет на продажу любых алкогольных напитков на рынках, к чему призывает Минсельхоз, тоже был прописан в законе от 1983 г.