От редакции: Хоккей на траве

Завтра и послезавтра состоится последний тур чемпионата России по футболу. Но итоги уже известны: ЦСКА – чемпион, “Шинник” и “Торпедо” покидают премьер-лигу. Чемпионат запомнится судейскими скандалами, которых было как никогда много, и эпохальным решением о смене формата соревнования.

Недавно президенты клубов (составляющие руководство российской премьер-лиги) проголосовали за переход на европейскую систему “осень – весна”, т. е. чемпионат после трехгодичного переходного периода будет начинаться осенью и заканчиваться весной. Препятствий со стороны Российского футбольного союза, вероятно, не будет. Дело не в том, что в России за три года планируется организовать локальное потепление, а в том, что ведущие российские клубы, участвующие в европейских кубках, находятся в невыгодном положении, потому что большинство европейских турниров проводится по системе “осень – весна” – т. е. их клубы зимой на ходу, а наши растренированны. Кроме того, по новым рекомендациям мировой и европейской футбольных ассоциаций национальные чемпионаты за месяц до старта чемпионата мира или Европы должны объявить перерыв или завершиться. То есть в четные годы (чемпионаты мира и Европы проходят поочередно каждые два года) перерыв в национальных чемпионатах составит 2,5 месяца (месяц до чемпионата, месяц самого турнира и полмесяца на отдых игрокам).

Стремление жить как в Европе объяснимо и похвально. Но можно ли стать европейцем лишь изменив календарь – вот в чем вопрос. Поскольку менеджеры российского футбола вряд ли смогут сделать российский климат полностью европейским, европейским придется стать нашему футбольному бизнесу.

Нельзя сказать, что в развитых футбольных странах клубы поголовно прибыльны и успешны: по разным оценкам, от двух третей до трех четвертей команд Европы убыточны, т. е. дефицит покрывается теми или иными спонсорами. В чем принципиальное отличие, так это в структуре доходов и прозрачности ведения бизнеса. Источники доходов крупного английского или немецкого клуба – это в первую очередь продажа прав на телетрансляции, затем продажа билетов, затем спонсорство.

Все это взаимосвязано: футбольный продукт, продаваемый на ТВ, содержит не только мастерство футболистов, но и полные трибуны (можно добавить: и красивые трибуны, и хороший газон, и т. д.), а спонсорам выгодна не только телекартинка и надпись на футболках, но и база данных болельщиков клуба. Бюджеты открыты, годовые отчеты публикуются. В последнее время неплохие доходы стали приносить европейские кубки (на этот источник денег и надеются наши ведущие клубы), однако эти доходы трудно прогнозируемы, так как зависят от спортивных успехов.

По мнению экспертов, ни один российский клуб не прибылен, даже половины расходов собственно футбольный бизнес не отбивает. Наши клубы непрозрачны с финансовой точки зрения, точного бюджета никто не называет. Большинство живет благодаря спонсорам в лице крупных компаний или местных властей. Поступления от продажи прав на телетрансляции растут, однако в силу неразвитости платного телевидения и рекламного рынка еще далеки от европейских, а правила их раздела вызывают скандалы (в этом году, например, случился такой). И уж совсем незначительны поступления от продажи билетов, потому что болельщик не воспринимается как клиент.

А переход на “зимнее время” неизбежно коснется интересов болельщиков. Пока что РФПЛ заявляет, что сроки проведения чемпионата физически не изменятся, но постепенно планируется сократить зимнюю паузу на месяц. То есть играть до 10 декабря и с 20 февраля. От каждого клуба потребуется фактически зимний закрытый стадион с подогревом не только поля, но и болельщиков. Сейчас в России нет ни одного такого стадиона. Конечно, хорошо, если найдутся инвестиции на благое дело – но, скорее всего, только у самых устойчивых клубов, финансируемых крупным окологосударственным бизнесом. Таких команд в России максимум четыре: ЦСКА, “Спартак”, “Локомотив” и “Зенит”. Но им, благодаря спонсорам, зарабатывать на болельщиках в общем-то и ни к чему.