От редакции: Уроки тактики

Импортеры лекарств с трепетом ждут наступления 2007 г. Они знают, что должны работать по-новому, но до сих пор не знают как: документы не готовы (см. статью на стр. А3). С 1 января изменится порядок оформления импортных лекарств, а необходимой нормативной базы и соответствующих регламентов нет.

Очередной кризис может случиться и на алкогольном рынке. Реформа этой отрасли, прописанная в законе “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, рассчитана на несколько этапов, и на каждом этапе, с периодичностью в полгода, возникает системный кризис. Правительство в режиме форс-мажора разрешает его – до следующего этапа. В глаза бросается противоречие между стратегическими задачами, которые пытается ставить перед собой правительство, и тактическим подходом к работе.

Винные и ликероводочные заводы были парализованы дважды, в январе и в июле. Сначала проблемы были с порядком выдачи новых акцизных марок. Потом – с программным обеспечением Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета алкогольной продукции. Каждый раз чиновники продлевали сроки и смягчали условия выполнения новых требований, долго не могли решить, кого назвать виновным, Михаил Фрадков показательно бушевал на заседаниях. Очередной перенесенный срок – ввода ЕГАИС в автоматическом режиме – может быть снова сорван: до февраля заводы должны оснастить производство счетчиками спирта, а документ, устанавливающий порядок оснащения, пока не представлен Минфином.

Другой пример несовпадения стратегии и тактики – Лесной кодекс. С 1 января 2007 г. он должен будет вступить в силу – незадача в том, что кодекс неработоспособен без 50–60 подзаконных актов, за которые отвечает правительство. Кроме того, в основном законопроекте содержатся невыполнимые положения – например, перед проведением аукциона государство обязано провести кадастровую оценку продаваемого лесного участка, а деньги на это в бюджете 2007 г. не предусмотрены (по подсчетам экспертов, оценка 1 га обойдется в $100, т. е. понадобятся десятки миллиардов долларов).

Можно вспомнить также реформу ЖКХ, сроки отдельных этапов которой постоянно переносятся. Эксперты давно твердят о необходимости внятного стратегического планирования и отсутствии такового у нынешнего правительства. Тезис спорный: в России жесткое следование власти выбранной стратегии легко может обернуться директивной формой управления. А тактический характер регулирования делает систему более гибкой и учитывающей актуальные вопросы повестки дня.

Другое дело, что в основе действий правительства должны лежать неизменные ценности: некие специализированные “хорошо” и “плохо”. Нынешний кабинет, к сожалению, готов к перемене ценностей в зависимости от ситуации. У чиновников выработался условный рефлекс: они знают, что планировать что-либо даже на полгода (а не то что на три года) опасно – ветер может подуть в другую сторону.

Поручений становится все больше, и доля проваленных заданий растет. По статистике аппарата правительства, почти 40% поручений президента и премьера (5400 поручений) исполняются не в срок и не с должным качеством. В 2002 г. из 4300 поручений некачественно выполнено было 27% .

Ответственности же за неисполнение поручений вовремя по большому счету никто не несет. По итогам внедрения ЕГАИС три замминистра (экономического развития, финансов и сельского хозяйства) получили выговоры, а рынок потерял 13% в объемном выражении ($1 млрд). В свою очередь, ответственности не несет и правительство в целом: о такой рутинной демократической процедуре, как постановка вопроса о доверии правительству, вообще уже никто не вспоминает.

При таком низком качестве работы выбор между стратегией и тактикой становится виртуальным. Правительство неизбежно находится в состоянии позиционной обороны, латая дыры, проделанные своими же прежними решениями. Не случайно самый популярный министр у россиян – Сергей Шойгу.