От редакции: Диалоги Бенедикта

Успешный визит Папы Римского Бенедикта XVI в Турцию на прошлой неделе, его встреча с патриархом Варфоломеем I снова заставили вспомнить об отношениях между Ватиканом и Москвой. Почему папа встречается с патриархом Константинопольским, паства которого совсем невелика, а не с Московским и всея Руси, предстоятелем самой многочисленной и влиятельной из поместных православных церквей?

Визит папы в Турцию стал одной из главных тем мировой прессы. Важно при этом, что после Германии (своей родины) и Польши (родины предыдущего папы) он приехал в Турцию, где пообщался с главой одной из самых почитаемых православных церквей. Это говорит о внимании, которое папа собирается уделять диалогу с православием вообще.

В своей многими неправильно понятой лекции в Регенсбурге папа стремился напомнить о религиозных корнях западной культуры, предстать примирителем ее религиозных и нерелигиозных носителей. В таком качестве он отправился встречаться с представителем восточной церкви. Почему же не к нам?

Надо отметить, что это не первая встреча папы и патриарха. Папа Павел VI в 1967 г. встретился в Стамбуле с патриархом Афинагором (а за три года до этого они встречались в Иерусалиме и торжественно отменили взаимные анафемы девятивековой давности). Иоанн Павел II в 1979 г. навестил патриарха Димитрия I. В те времена Ватикан и константинопольская кафедра были в “западном капиталистическом” мире, а московская – в советском.

Не добавили взаимопонимания и конфликты 1990-х: раскол православной церкви на Украине, захваты униатами (теми, кто признает унию католической и православной церквей под главенством римского папы) православных храмов. Православные иерархи обвиняли их в миссионерской деятельности на канонической территории РПЦ.

За месяц до визита папы в Турцию патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью Paris Match сказал, что отказ от прозелитизма остается основным требованием к католикам, а встреча патриарха и папы “не должна быть лишь протокольным мероприятием” и может состояться только после тщательной подготовки и соблюдения предварительных договоренностей.

При этом диалог сейчас развивается. Например, в сентябре впервые за шесть лет собралась Смешанная комиссия по богословскому диалогу между церквами. На этой и других встречах католические и православные иерархи соглашаются, что их церкви должны совместно противостоять экстремистским силам и защищать европейские христианские ценности.

Некоторые участники диалога со стороны РПЦ говорят, что многое зависит от личности папы: так получилось, что конфликты были при прежнем папе и с ним ассоциировались. Как будет при новом – вопрос, но намеки на потепление отношений есть. Есть они и с другой стороны. Исследования социологов показывают, что россияне стали лучше относиться к другой ветви христианства. По данным ФОМ, число положительно оценивающих католическую церковь выросло с 2000 по 2005 г. с 16% до 30%, а доля оценивающих отрицательно сократилась с 9% до 5%. Условия для диалога благоприятные, а очевидной выгодой от него будет усиление культурного влияния православия в Европе. Возможно, РПЦ в этих условиях могла бы занять более активную позицию.