От редакции: Продажа в нагрузку

Российский фондовый рынок отлично себя чувствует – индекс РТС уже не только восстановился после осенней коррекции, но и превысил весенние показатели. Но к оптимистичной картине стоит добавить скепсиса – быстрый и легкий рост скоро прекратится.

Экономика, вернувшись к уровню ВВП и потреблению электроэнергии 1990–1991 гг., исчерпала простые факторы роста. Не так лихо, как раньше, работает и ее мотор – российский ТЭК. Из-за стабилизации цен на нефть, тяжелого положения с ростом добычи и инвестициями, а также в силу сложной политико-правовой ситуации вокруг ТЭКа этот фактор роста может стать менее значимым.

А значит, вполне естественно беспокойство главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, который на прошлой неделе вновь вступился за фондовый рынок. Компании уже сейчас обязаны продавать 30% размещаемого пакета в России. Теперь регулятор обещает довести долю, обязательную для продажи в России, до 50%.

Желание развивать российский рынок IPO можно только приветствовать: именно за счет первичных размещений, в ходе которых в 2005 г. российские компании привлекли рекордные $59,1 млрд, российский фондовый рынок может получить второе дыхание. Удивительным кажется другое: развивая рынок, Вьюгин прибегает к административным мерам, которые в рыночных условиях, когда рынки и компании всерьез конкурируют за капитал, оказываются неэффективными.

Инвестбанки обходят требование 30%-ной нагрузки, выкупая российские акции и перепродавая их за рубежом уже в виде депозитарных расписок. Регулятор не теряет надежд принудительно привлечь и акции, и капитал на российский фондовый рынок и хочет запретить организаторам IPO выкупать крупные пакеты акций размещаемых компаний. Хочется понять, на чем основана уверенность, что запреты будут работать в глобальной экономике. Сегодня даже самые крупные биржи – Нью-Йоркская и Лондонская – вынуждены конкурировать друг с другом по вторичным параметрам: удобству инфраструктуры, законодательству, легкости проведения листинга.

Российский фондовый рынок, значительно выросший и окрепший за счет листинга нефтегазовых компаний, пока не способен конкурировать и по первичному признаку – капитала на нем слишком мало и спрос на российские акции на нем ниже, чем за рубежом. Чтобы выиграть борьбу за листинг, нужно прежде всего устранить институциональную болезнь российского фондового рынка – торговлю с использованием инсайдерской информации. Соответствующий законопроект, недавно доработанный ФСФР, едва ли улучшит ситуацию – он оказался слишком мягким по отношению к чиновникам, которые в условиях госкапитализма являются главными игроками на рынке. Чтобы такой закон появился, нужен не столько другой регулятор, сколько политическая воля власти.

При продолжении же игры в запреты инвестбанки и консультанты обязательно придумают новые обходные пути – так будет продолжаться до тех пор, пока издержки проведения IPO за рубежом не превысят осмысленный для российских компаний предел. Беда в том, что местный фондовый рынок от этого привлекательнее не станет и получить дешевые и длинные деньги на развитие российский бизнес просто не сможет.