Статья опубликована в № 1765 от 18.12.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Позднее развитие

От редакции: Позднее развитие

Количество государственных организаций, призванных инвестировать и перераспределять бюджетные деньги, множится. К концу следующего года появится Банк развития, капитал которого может превысить триллион рублей. Инвестиции, которые будет выделять этот банк (скорее всего, это будет некоммерческая государственная корпорация), усилят присутствие государства в экономике – помимо нацпроектов и федеральных целевых программ появится еще один инструмент влияния. В конце прошлой недели на обсуждении в правительстве было решено передать в капитал Банка развития государственный инвестиционный фонд.

Банк развития должен финансировать среднесрочные и долгосрочные инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, обслуживать государственные инфраструктурные и инновационные проекты, а также поддерживать экспорт и содействовать привлечению иностранных инвестиций. Сможет ли некоммерческая государственная организация эффективно решать задачи развития? Стоит посмотреть на то, как государство справляется с этой задачей в рамках инвестфонда. В 2006 г. объем средств, выделенных в его рамках на инвестиции, составил 69,7 млрд руб. Минэкономразвития провело конкурс и из всех заявок отобрало лишь 10 (одну – с учетом будущей доработки). Одобренные проекты обойдутся бюджету в 10–20 млрд руб., которые, как признается Герман Греф, в этом году потратить все равно не удастся. Эти деньги автоматически попадут в бюджет фонда на следующий год, а бюджет этот и так уже увеличен до 110,6 млрд руб.

Мало того, что Минэкономразвития, “ответственное” за инвестфонд, не смогло грамотно, внятно и в срок провести конкурс и открыть финансирование. Удивляют сами отобранные проекты. Инвестфонд должен финансировать те проекты, реализация которых невозможна без государственного участия и которые содействуют развитию инфраструктуры, необходимой для поднятия деловой активности. Ни один из 10 одобренных проектов не тянет на федеральный масштаб. Они способствуют либо региональному развитию, либо развитию бизнеса конкретных компаний.

Высказывания Германа Грефа по теме инвестфонда в последнее время сводятся к попыткам обосновать важность для страны Западного скоростного диаметра в Петербурге или платной магистрали между Петербургом и Москвой, развития нефтехимии в Татарстане или промышленного района в Приангарье. Министр приводит статистику, по которой 1 руб. госинвестиций приводит к появлению 4 руб. частных. Действительно хорошо, что одобренные проекты осуществляются по принципу софинансирования, но больше похоже, что это не государство простимулировало компании, а компании с выгодой привлекли 1 руб. инвестиций из пяти необходимых.

Ремонт и ввод новых дорог федерального значения, развитие коммуникаций или поддержка экспорта с помощью постройки современных портов остаются пока за рамками инвестфонда. Шансы, что подобные проекты будет финансировать Банк развития, весьма малы – вряд ли методы принятия решения в нем будут значительно отличаться от уже сложившихся в министерствах и ведомствах правил инвестиционной игры.

При всем при том экономике необходимы инвестиции – и госинвестиции в частности. Объем средств, необходимых только для поддержки газового сектора ТЭКа на текущем уровне добычи оценивается Минпромразвития в $600 млрд до 2011 г. – несложно заметить, что это значительно больше, чем накопленные в стабфонде нефтяные сверхдоходы. Развитие общей инфраструктуры, модернизация и диверсификация экономики, надо думать, требуют не меньше – и вопрос эффективности той мизерной части необходимых средств, которые уже готово инвестировать государство, становится очень серьезным. Если Банк развития будет работать так же, как пока работает инвестфонд, с развитием будут большие проблемы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать