От редакции: Крепостные правила

Одним барьером к получению россиянами российского гражданства стало меньше. МВД отменило 37-й параграф собственного приказа № 605 от 15 сентября 1997 г., требовавший при выдаче первого паспорта ребенку предоставлять сведения о временной регистрации родителей совместно с ребенком.

До недавнего времени граждане России, не имеющие постоянного места жительства, должны были предоставлять в местные органы миграционной службы такую справку – помимо свидетельства о рождении и фотографий. На практике это часто означало, что дети граждан России не могли стать гражданами России. По странному совпадению пресловутый параграф отменен незадолго до рассмотрения Верховным судом РФ иска уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина о признании пункта 37 противоречащим закону “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и места жительства”. Омбудсмен отреагировал на жалобу беженца из Чечни Т. Его 14-летней дочери местные чиновники на основании упомянутого параграфа отказались выдать документ, без которого в нашей стране невозможно сесть в поезд и самолет, поступить на учебу или, например, оформить кредит для получения образования. МВД утверждало (копия отзыва на иск имеется в распоряжении редакции): “Приказ издан в пределах компетенции МВД России в соответствии с нормативными правовыми актами”. И местный суд с этим согласился. Но теперь ведомство подготовило новый документ, согласно которому параграф “считается утратившим силу”.

После этого Верховный суд решил не рассматривать дело по существу. Это означает, что Т. и его дочь не могут потребовать возмещения морального вреда, вызванного бесправным положением в период отсутствия паспорта. В аппарате омбудсмена намерены обжаловать решение ВС в его кассационной коллегии. Так или иначе параграф, осложнявший, по оценкам экспертов, жизнь сотен тысяч беженцев из Чечни и горячих точек бывшего СССР и граждан, чьи документы по тем или иным причинам были утеряны, отменен.

Однако параграф со зловещим номером 37 – не единственный документ, затрудняющий пребывание законопослушных граждан России, живущих и работающих не там, где родились и получили паспорт.

Сотни граждан России за истекшие годы жаловались уполномоченному по правам человека на другой пункт приказа № 605. Он предусматривает, что человек в случае утери или кражи паспорта не может восстановить его по временному местожительству, а обязан ехать в родные пенаты. При российских расстояниях, состоянии путей сообщения и обычаях чиновников это становится настоящим испытанием для десятков тысяч граждан и дополнительным заработком для клерков низшего звена. Проблемы с гражданством для детей есть и в семьях, где один из родителей не являлся гражданином России к 1992 г. Подобной практики, утверждают эксперты, нет ни в одной развитой стране.

И это не просто гражданская проблема. Страх милицейских проверок и сложность оформления бумаг играет не последнюю роль в нежелании граждан менять место жительства. Между тем низкая мобильность трудоспособных граждан – серьезный тормоз на пути экономического развития России. По данным ВЦИОМ, 67% россиян не хотят покидать свой город или село. Переехать в столицу желают всего 8% опрошенных немосквичей, в Петербург – 6%, в другой город – 8%, наконец, еще 4% были бы рады жить в деревне. По данным ФОМ, 45% опрошенных, недовольных своими доходами, не готовы ради получения более высокооплачиваемой работы переехать в другой регион, столько же затруднились с ответом. Согласны на смену места жительства только 8%. Мы призывам соотечественников возвращаться на Родину, принимаем законы, облегчающие условия регистрации и получения работы мигрантами из стран СНГ. Но поразительно, что до сих пор сохраняются бюрократические препоны к миграции внутри страны.