От редакции: Плюсы вегетарианства

Российские ветеринары пока не договорились с ЕС о гарантиях безопасности продукции. Не полностью снят запрет на импорт мяса из Бразилии. Между тем мясо в России становится дефицитом – россияне потребляют больше мяса, чем на сегодняшний день способны производить хозяйства внутри страны. Даже с добавлением импорта дисбаланс остается. Биологическая норма для человека – 75–80 кг мяса в год, а россияне в среднем потребляют меньше. Следующий год, который по китайскому календарю будет годом свиньи, не станет для россиян вегетарианским только благодаря свинине.

По оценкам экспертов, доля импорта в российском потреблении мясной продукции составляет 30–33%. Значительного роста внутреннего производства в ближайшем будущем не ожидается – например, в целях национального проекта “Развитие АПК” заложена лишь стабилизация поголовья крупного рогатого скота, которое пока уменьшается. Прирост мясного производства по результатам проекта должен составить 7% за два года – причем в основном за счет появления новых свиноферм: в рамках нацпроекта уже запущено множество новых свиных производств, планируется еще больше. Потребление будет расти быстрее – сегодня россияне потребляют 7,5–8 млн т мяса в год, а через пару лет участники рынка прогнозируют спрос в размере 10–11 млн т.

В ситуации дефицита малейшее сокращение импорта мяса моментально скажется на его цене. На страны ЕС, по данным Россельхознадзора, приходится 40% импортной свинины, 14% говядины и 12% мяса птицы. С мясом из Бразилии, на которую приходится 40% импорта мяса крупного рогатого скота, 35% свинины и 15% птицы, тоже пока остаются трудности: Россельхознадзор наложил полный запрет на импорт мяса из этой страны в связи с ящуром и недавно снял эмбарго только на термически обработанную продукцию.

Чем дольше будет идти процесс урегулирования ветеринарных и политических проблем, тем выше будет конечная стоимость мясной продукции внутри России и тем сильнее будет проявляться мясное недоедание. Впрочем, предполагается, что квоты и запреты защищают отечественного производителя.

Но проблемы с импортом никак не влияют на ситуацию с внутренним, российским мясным производством. Некоторые сорта мяса, экспортируемые из Европы, вообще не производятся в России, как и множество видов готовой продукции – колбас, паштетов и проч. Но главная загвоздка в другом – протекционистские меры, которые сохранятся до 2009 г. даже после вступления России в ВТО, пока мало повлияли на развитие мясного комплекса в России: активно развивается только переработка (как правило, импортного мяса), сулящая инвесторам дополнительную прибыль.

Корень проблемы именно в дефиците. До тех пор пока российское мясо никак не конкурирует с импортным, поскольку спрос выше предложения, у производителей нет особых стимулов увеличивать объемы производства и повышать качество продукции: прибыль можно увеличивать за счет простого поднятия цен.