От редакции: Без точек над i

Результаты парламентского расследования теракта в Беслане представляются публике под шум и суету новогодних приготовлений. Первая версия была опубликована 28 декабря 2005 г., итоговая редакция – в конце минувшей недели. Госдума сочла работу комиссии завершенной.

Это действительно так – но только в том смысле, что в будущем проведение парламентом каких-либо расследований будет затруднено в силу ограничений, введенных соответствующим законом в декабре 2005 г. Ответы на ключевые вопросы многими признаны неубедительными. Главными виновниками того, что боевики спокойно готовили злодеяние в соседней Ингушетии и проникли через административную границу, названы местные правоохранительные органы. Но ведь слабость агентуры, за создание которой отвечают и центральные, и окружные структуры спецслужб, была видна еще летом, во время июньского рейда террористов на Назрань. В том, что школу захватили 32 боевика, приехавших на одной машине (нельзя же считать второй машиной захваченные “Жигули”), сомневаются глава бесланской комиссии североосетинского парламента Станислав Кесаев, многие журналисты, работавшие на месте трагедии, и новое руководство прокуратуры Южного федерального округа, назначившее новую ситуационную экспертизу.

Существуют расчеты депутата Юрия Савельева, специалиста в области динамики взрыва, которые указывают, что первый взрыв в здании школы мог произойти из-за выстрела российских спецподразделений, а пожар – из-за использования огнеметов. Между тем представители комиссии, членом которой Савельев является, заранее назвали его выводы “теоретическими”, не дожидаясь назначенной на февраль экспертизы. Ее должны провести военные взрывотехники и специалисты НПО “Базальт”, разрабатывающего огнеметы и гранатометы.

Конечно, мало кто ждал от комиссии чего-либо экстраординарного. По данным проведенного в сентябре 2005 г. опроса ФОМ, лишь 25% надеялись, что комиссия расставит точки над i, 29% респондентов считали, что она не сможет расследовать обстоятельства теракта, 22% полагали, что она не станет обнародовать полученные результаты.

Недавнее исследование “Левада-центра” показало, что половина опрошенных считают, что власти говорят лишь часть правды о теракте, 28% полагают, что они ее скрывают, еще 8% обвиняют власти в умышленной лжи и лишь 5% надеются, что им сообщают всю правду. Для сравнения: около половины испанцев, по данным института Opina, считают, что власть дает гражданам объективную информацию о теракте на железных дорогах в Мадриде 12 марта 2004 г., 27% утверждают обратное, 24% не определились с ответом. В Испании было проведено независимое парламентское расследование. Отсутствие честного и непредвзятого расследования порождает неведение, страх, а спецслужбам дает ощущение безнаказанности. Не опасаясь независимого расследования, спецслужбы допускают новые просчеты. Подтверждается истина, хорошо известная в корпоративном мире, – отказ пустить к себе аудитора или трезво проанализировать его выводы может обернуться неприятностями с налоговиками или нападением рейдеров.

Как избежать этого? Было бы полезно внести в закон о парламентских расследованиях поправки, которые предоставят депутатам возможность запрашивать материалы у всех силовых структур и допрашивать любых чиновников вне зависимости от официального расследования. Такая возможность есть у американских и испанских комиссий. В будущем, когда наш парламент станет менее зависимым от исполнительной власти, это может сыграть свою роль. Стоит вспомнить и об институте независимой прокуратуры. Законопроект, который создал бы независимую прокуратуру и позволил ей расследовать события, подобные бесланским, направила в 2005 г. в Думу группа российских сенаторов. Однако документ так и не был рассмотрен.