От редакции: Похитители Рождества

Сегодня большинство христиан (католики, протестанты и Греческая православная церковь) празднуют Рождество Христово. В последние годы праздник вызывает много споров: светские власти многих стран регулярно пытаются отредактировать традиционную символику из соображений политкорректности.

В этом году в Британии рождественские украшения запрещены на 74% предприятий – руководители опасаются судебных исков от сотрудников, придерживающихся другой веры. В аэропорту американского Сиэтла произошел скандал, когда администрация демонтировала девять наряженных елок после требования местного раввина добавить к ним менору (символ иудейского праздника Ханука). Городской совет Болоньи распорядился включить в скульптурную сцену Рождества статую обнаженной порнозвезды. Санту регулярно обвиняют в педофилии. Идет и лингвистическая борьба: фраза “Веселого Рождества!” заменяется на “Счастливых праздников!” или “Праздничные поздравления”.

Правда, у подобных инициатив много противников. Последний опрос, проведенный AP совместно с AOL, показал, что девять из 10 американцев допускают рождественские украшения в публичных местах. В США существует даже общенациональный Комитет за спасение счастливого Рождества. Характерно, что многие его инициативы направлены против магазинов, отказавшихся от рождественской символики.

Коммерциализация Рождества предшествовала его секуляризации. Рождество с его традиционными скидками из религиозного праздника превратилось в праздник покупок. В прошлогодней рождественской проповеди на этом сделал акцент и Папа Римский Бенедикт XVI. Светские власти, пытающиеся сделать Рождество политкорректным праздником, не понимают, что оно давно таким является. А попытка заменить традиционные символы или добавить к ним новые способна лишь нарушить привычную систему координат. Ведь и летоисчисление в большинстве стран мира ведется от Рождества Христова, но, если быть политкорректным, надо как-то согласовать его с мусульманским, китайским, иудейским и другими календарями.

Число россиян, отмечающих католическое Рождество, сокращается. В этом году 4% опрошенных “Левада-центром” сказали, что будут праздновать 25 декабря (в 2005 г. – 6%, в 2004 г. – 16%, в 2003 г. – 19%). Это может быть связано с введением новогодних каникул. Впрочем, и православное Рождество не является самым любимым праздником. С огромным отрывом (в прямом и переносном смысле) лидирует светский Новый год. По данным ФОМ, его празднуют 93% россиян, в то время как Рождество – 58% (7-е место).

Мы тоже любим покупки: исследование, проведенное Deloitte, показало, что граждане России готовы потратить на Новый год до 13% годового семейного дохода – больше всех в мире. Но рождественская символика для нас равна новогодней и религиозного смысла в себе не несет. “Война за Рождество” в России еще или уже невозможна: традиция не воспринимается как рождественская, а наличие двух рождественских праздников в календаре даже отчасти решает проблему политкорректности.