От редакции: Дисконт интересов

Контроль государства за исполнением лицензионных договоров необходим, не менее значима и охрана окружающей среды. Пугает другое – история с “Сахалином-2” наглядно показала, что внутри государства существует конфликт интересов. Государство выполняет функции и надзора, и арендодателя недр, но самое главное – в федеральной собственности находятся ключевые игроки рынка: “Газпром” и “Роснефть”. Результатом “сахалинского дела” стала покупка “Газпромом” контроля над Sakhalin Energy с существенным “экологическим дисконтом” – 50% плюс 1 акция за $7,45 млрд, что, по оценкам экспертов, на $1,5–2 млрд ниже справедливой цены.

Аппетит приходит во время еды. Генпрокуратура высказала свое недовольство руководителю Федерального агентства по недропользованию Анатолию Ледовских: прокуроры считают, что Роснедра допускают нарушения природоохранного законодательства, практически не используя свое право на досрочный отзыв лицензий у компаний, нарушающих условия договора.

В начале декабря похожее предупреждение получил Росприроднадзор. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев раскритиковал главу агентства Сергея Сая за малое количество проверок – в 2006 г. их было в два раза меньше, чем в 2005 г. Претензии Трутнева привели к борьбе за власть в Росприроднадзоре между Саем и его замом Олегом Митволем. Очевидно, главным оружием в этой войне в 2007 г. будут проверки, проверки и еще раз проверки.

Чиновников в России редко увольняют за ошибки, и уж тем более за лишние проверки, поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что в следующем году и Роснедра, и Росприроднадзор, а за ними и все другие контрольные ведомства с азартом примутся за проверочную работу. И они легко найдут то, что ищут: те или иные нарушения есть практически у всех нефтегазовых компаний. В течение этого года различные госорганы не раз заявляли то о недоборе норм добычи, то об их превышении. По мнению экспертов, экологические проблемы, с которыми столкнулся Sakhalin Energy, оператор проекта “Сахалин-2”, в любой момент могут возникнуть у любой компании, работающей в российском ТЭКе.

В 2007 г. под угрозой усиленных проверок придется жить всему негосударственному ТЭКу. Сразу после заключения договора по “Сахалину-2” стало известно, что Роснедра рассмотрят вопрос об отзыве лицензии на разработку Харьягинского месторождения – одного из трех, разрабатываемых на основании соглашения о разделе продукции (СРП). Продажа пакета с дисконтом, видимо, предстоит франко-бельгийской Total (50% в проекте) и норвежской Hydro (40%), которые, по версии государства, добывают меньше нефти, чем было запланировано. Известно, что “Газпром” давно приглядывается к Ковыктинскому месторождению, которое принадлежит ТНК-BP. Из-за контроля “Газпрома” над газопроводами ТНК-BP также не успевает в срок выйти на запланированный объем поставок.

Британская газета Financial Times в середине декабря даже составила список компаний, которым в следующем году грозят серьезные проблемы: помимо ТНК-BP туда вошли американская ExxonMobil, оперирующая проектом “Сахалин-1”. Проверки проекта Росприроднадзором уже начались. Вне нефтегазовой сферы проблемы предвидятся у золотодобывающей компании Hambro Mining – все тот же неугомонный Митволь уже поднимает вопрос об отзыве у нее части добывающих лицензий.

При наличии такого рычага, как проверки, не получить дисконт при входе на рынок было бы глупо – государство, в конце концов, экономит таким образом деньги. Вопрос не столько в морально-этической плоскости, сколько в конечной эффективности этих мер. В какой-то момент рост рисков российского ТЭКа переломит оптимизм иностранных инвесторов. И государство останется с огромным количеством активов, на разработку которых нет денег. В инвестплане “Газпрома” на следующий год нет средств даже на покупку “Сахалина-2” – их будут занимать.