От редакции: Завтра как сегодня

Год минувший, прошедший без крупных потрясений, настроил предпринимателей всего мира на мажорный лад. Оптимистов стало заметно больше, а предприниматели Европы впервые за последние годы смотрят в будущее увереннее, чем их американские коллеги. Мировая экономика продолжает демонстрировать неплохую устойчивость к стрессовым ситуациям – таким, как высокий уровень цен на энергоносители. Россия же и вовсе извлекает из стрессовых ситуаций выгоду. Нефть и газ, потребительский бум, рост бюджетных расходов – вот источники оптимизма наших бизнесменов.

Об этом свидетельствуют результаты ежегодного опроса представителей среднего бизнеса, проведенного международной организацией Grant Tornton International среди 7200 предпринимателей из 32 стран, в которых производится 81% мирового ВВП.

Лидерами в экономическом оптимизме остаются азиатские страны – Индия (+97%), Филиппины (+88%), Китай (+85%), Сингапур (+84%). И даже в деловых кругах Японии жизнь налаживается: пессимизм снизился с -71% в 2003 г. до -5% в 2007-м. Представленные цифры являются соотношением между группой респондентов, настроенных оптимистично, и теми, кто настроен пессимистично. Показатели могут варьироваться от +100% до -100%.

Российский предпринимательский оптимизм выше среднего (+57%) и рекордный для страны за пять лет исследований. Бизнесмены России с большей уверенностью, чем раньше, ждут увеличения товарооборота, занятости, уровня инвестиций в здания и производственные мощности. Снижение оптимизма зафиксировано в ожиданиях роста цен (+60% в 2007-м против +66% в 2006-м) и прибыльности (+50% против +57%).

В каком-то смысле предприниматель не может быть пессимистом по своей природе – иначе зачем рисковать. Однако ясно, что исследуются относительные величины: завтра будет лучше или хуже, чем сегодня. Психологическая тонкость состоит в том, что любой человек, и предприниматель в том числе, думая о завтра, исходит из сегодняшней картины дня. Мышление инерционно: представляя себе будущее, мы чаще всего просто видим в нем продолжение тенденций прошлого и настоящего.

Существуют различные математические модели прогнозов, однако известно, что в любых сложных системах есть горизонт прогноза. Для метеосводки это три недели, для прогноза состояния океана – месяц. Ожидания – в сущности, простейший вариант прогноза, учитывающий только постоянные величины. Простая экстраполяция настоящего в будущее.

Можно сказать, что этот наиконсервативнейший из прогнозов вполне работает и в среднесрочной перспективе. По данным Всемирного банка, доходы населения земли удвоились по сравнению с 1980 г. и рост благосостояния наблюдается далеко не только в развитых странах – скажем, в Китае с конца 80-х по середину 90-х реальные доходы населения выросли более чем вдвое. Во многом позитивный тренд обусловлен глобализацией, которая ускоряет экономический рост всех ее участников, – развитые страны увеличивают рентабельность, перенося производство в развивающиеся, что дает последним дополнительные рабочие места, доходы и экспорт. Рост экспорта считается основным показателем глобализации – с 1970 по 2004 г. его доля в мировом ВВП удвоилась. То есть, несмотря на войны, кризисы и разность политических систем, экономика в целом прогрессирует. Оптимизму не мешает то, что основным риском в 2007 г. экономисты называют возможную войну с Ираном и конфликт вокруг ядерных испытаний в Северной Корее.

Нужно отдавать себе отчет в том, что это общий тренд. В начале XX в. тоже не было недостатка в радужных прогнозах – а век получился довольно противоречивый. И сейчас на оптимистичный экономический прогноз может найтись пессимистичный демографический. На благоденствие в Ирландии – война в Сомали. Перед Россией, экономика которой последние годы росла благодаря высоким ценам на нефть, могут во весь рост встать нерешенные проблемы структурных реформ, демографии, авторитарной системы управления.