От редакции: Спрос на кризис

2006 год был стабильным и в России, и в мире. За год не произошло ни одной значимой для мировой экономики катастрофы. Но еще один сравнительно бескризисный год для мира может обернуться концом эры стабильности для России.

Ослабление геополитической напряженности в мире, если оно произойдет, приведет к значительному понижению цен на нефть (по оценкам экспертов, до 30% стоимости нефти определяется не рыночными, а геополитическими факторами), что породит значительные экономические, а возможно, и политические изменения внутри России.

На сегодняшний день нефть сорта Urals стоит меньше $50 за баррель, что более чем на $10 ниже параметра, заложенного в бюджет этого года ($61 за баррель нефти сорта Urals). Параллельно наблюдается продолжение той тенденции, которая проявилась еще в 2004 г.: темпы роста добычи нефти сокращаются, объемы добываемого газа вообще практически не увеличиваются. Дефицит газового баланса “Газпрома”, который эксперты предсказывали к 2010 г., по правительственным оценкам, может наступить уже в текущем году. Топлива не хватает на внутреннем рынке, что порождает дефицит электроэнергии, а спрос за рубежом только растет. В совокупности две тенденции – стагнация добычи и ухудшение мировой конъюнктуры – приведут к ряду изменений в российской экономике; они позволяют уверенно говорить о том, что 2007 год будет поворотным: от того, как правительство среагирует на изменения, зависит то, по какому пути развития пойдет Россия, и то, какая власть ее по этому пути поведет.

Одной из важнейших интриг 2007 г. станет ситуация со стабилизационным фондом. Правительственные чиновники заверяют, что бюджет останется бездефицитным даже при цене на Urals в $40. Между тем до критической отметки в $40 за баррель осталось не так уж много – если сбудутся прогнозы ряда экспертов, то в течение 2007 г. нефть может подешеветь на $10–15, что приведет к появлению у России первого за время правления Путина дефицитного бюджета. Даже если стабфонд распечатывать не придется, новая тенденция – сокращение, а не наращивание темпов его роста уже вселяет определенные опасения: по сути, это означает, что Россия прошла этап накопления резервных финансовых средств и вплотную подходит к этапу их проедания.

В такой ситуации ключевым вопросом экономической политики государства становятся цели и методы использования стабфонда – если правительство, допустив его открытие, будет тратить накопленные деньги на финансирование уже запланированных расходов и, таким образом, инвестировать в продление срока жизни стабильности политической, то настоящий экономический кризис не за горами. Если власть поступит стратегически – максимально оттянет момент раскупоривания стабфонда и придумает механизмы его инвестирования в будущее страны, то стоит ожидать кризиса политического, поскольку такое решение напрямую скажется и на расходах бюджета двух предвыборных лет. Российская власть, которая слишком полагалась на мировую конъюнктуру, оказалась перед нелегким выбором. Теперь возможность предотвратить экономический кризис есть только у населения, которому также предстоит в этом году сделать выбор между двумя Россиями и двумя кризисами.