От редакции: Загробная политика

Торжественные перезахоронения праха белых генералов, философов-эмигрантов и членов императорской фамилии стали в последнее время привычными событиями. Складывается ощущение, что все они призваны подготовить общество к перезахоронению, которое пока не состоялось, – останков Владимира Ленина.

В субботу на кладбище Донского монастыря захоронены останки белого генерала Владимира Каппеля, умершего в 1920 г. Могила Каппеля находится между перезахороненными в октябре минувшего года генералом Антоном Деникиным и философом Иваном Ильиным. В сентябре 2006 г. прах императрицы Марии Федоровны был перенесен из ее могилы в Дании в семейную усыпальницу Романовых – Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Можно вспомнить и пышное перезахоронение там же (не признанных церковью) останков семьи Николая II в 1998 г.

“Погребение – это оценка его жизни”, – сказал при перезахоронении останков генерала Каппеля глава синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов. Если перепогребение – это переоценка жизни, то нужно ли понимать, что консерватор-националист Ильин получил в новой России некий новый особый статус, а, к примеру, философ свободы Николай Бердяев (похоронен во Франции) и либерал европейского склада Федор Степун (похоронен в Германии) такого статуса не получили? Белые генералы, враги советского государства, вероятно, становятся теперь образцовыми солдатами с перспективой возможной канонизации. Но на Красной площади, где теперь можно кататься на коньках, до сих пор стоит и даже открывается для посещений мавзолей Ленина. Там же находятся могилы Сталина, генпрокурора Андрея Вышинского, начальника политуправления Красной армии Льва Мехлиса и других людей, ответственных за массовые репрессии советского времени.

Безусловно, надо чтить память своих предков, память лучших представителей своего народа – и других народов, кстати. Безусловно, со всех точек зрения правильно и полезно отдавать последние почести тем, кто был их лишен после смерти.

Христианская забота об умерших заключается главным образом в молитве о том, чтобы их души спаслись, и в обращении к их примеру, если речь идет о людях святой жизни. Но политическая забота об умерших требует эффекта исключительно земного. Власть, выбирая себе покойников, стремится к причастности к чужой родовой памяти. Конечно, Владимир Путин может быть поклонником Ивана Ильина и испытывать позитивные эмоции от того, что останки философа вернулись на родину. Но у других россиян могут быть и другие ориентиры.

Очень трудно понять, почему символические действия такой глубокой значимости производятся без общественного обсуждения. Неизвестно, по какой причине кем-то, вероятно, решено, что национальное самосознание уже доросло до перезахоронения Ильина и Каппеля, но коммунистический некрополь на Красной площади при этом должен оставаться неприкосновенным. И как объяснить школьникам, только изучающим русскую историю, почему, перезахоронив Деникина, мы открываем каток и проводим поп-концерты на площади рядом с мумией и кладбищем членов политбюро.