От редакции: Тихая реставрация

На прошлой неделе депутаты украинской Верховной рады закрыли целую главу украинской истории. Теперь Украина – парламентско-президентская республика, в которой главенствующая роль отводится назначаемому Радой премьеру, а президенту остается лишь пожимать руки на встречах.

Перетягивание одеяла власти от президента к премьеру и обратно началось сразу после возвращения Януковича в правительство. Строго говоря, парламент должен был взять власть уже после выборов – это предусматривал закон о политической реформе, вступивший в силу 1 января 2006 г. Но не был готов закон о кабинете министров. Позже закон подготовили, но Партии регионов удалось сделать его еще более пропремьерским, чем предполагалось реформой. Президент заблокировал законопроект. В пятницу вето президента было преодолено, а закон о кабинете министров принят. Впрочем, это далеко не первая цепочка событий, приведших триумфатора оранжевой революции Виктора Ющенко к полной потере власти.

Основы этого сложного сценария были написаны еще до оранжевой революции. Идея конституционной реформы, наделяющей президента и премьера сравнимыми полномочиями при сложной системе взаимоконтроля, была придумана предыдущим президентом страны Леонидом Кучмой. В 2003–2004 г. реформа живо обсуждалась, но принимать ее парламент отказывался. В интриге осенней предвыборной кампании 2004 г. было сразу несколько необычных составляющих: в преемники был выбран человек с подмоченной репутацией, кандидата Ющенко кто-то пытался отравить, нарушения в процессе голосования были очевидными, ходили слухи о готовящейся революции и возможном силовом ответе власти. Все эти факторы взорвали оппозиционный электорат, что привело к политическому кризису. После второго тура 21 ноября 2004 г. победителем был объявлен Виктор Янукович, но протестующие не признали результаты выборов. И тогда Кучма и Ющенко договорились о размене: парламент пакетным голосованием принял кучмовский проект политической реформы и частично изменил состав Центральной избирательной комиссии.

В результате Ющенко выиграл “третий тур”, а Кучма получил конституционную реформу. После окончания сумбурного “оранжевого” правления и возвращения в премьерское кресло Виктора Януковича в украинскую политику начинают возвращаться и кучмовские кадры. Министром финансов становится бывший первый вице-премьер и главный налоговик Николай Азаров, вице-премьером – бывший глава администрации президента Дмитрий Табачник, еще одним вице-премьером и координатором силовых ведомств становится бывший глава Службы безопасности Украины Владимир Радченко. И еще одна знаковая фигура: генерал Сергей Попков, который во время оранжевой революции возглавлял вооруженные внутренние войска, вернулся в МВД в ранге замминистра. А “полевой командир Майдана” Юрий Луценко, ставший министром после революции, свой пост потерял.

Был ли этот хитроумный сценарий просчитан и действительно ли старая элита осознанно так устроила политическую реформу, чтобы через некоторое время под шумок вернуться? Сейчас это не так уж и важно. Исторический факт в том, что теперь Украина живет в ситуации двух противоборствующих ветвей власти, а “реставрация кучмизма” уже происходит на уровне кадров.

Любому политику, который хочет сохранить влияние после окончания полномочий, есть чему поучиться у гениального политика Кучмы. Во-первых, старые добрые сдержки и противовесы приносят свои плоды. Во-вторых, преемники должны из себя хоть что-то представлять и верить в то, что борются за реальную власть. Кучма лично взрастил и воспитал и Януковича, и Ющенко с Тимошенко, но при этом почти не занимался досрочным “срезанием грибов”, а заставлял их конкурировать между собой.

Впрочем, игра не окончена. Ющенко еще будет оспаривать законность и реформы, и закона о кабмине в Конституционном суде, и, пока две ветви будут бороться, все те, кому это надо, смогут спокойно заниматься своими делами.