От редакции: Воля к газу

Нет ничего удивительного в том, что Федеральная антимонопольная служба в конце концов проиграла “Газпрому” во всех судебных инстанциях дело о покупке газодобывающих активов. Все-таки речь о национальном достоянии. Да и о какой заботе о конкуренции можно говорить в условиях строительства государственного капитализма.

ФАС запретила “Газпрому” приобретать контрольные пакеты газодобывающих предприятий в 2005 г., после того как монополия вернула себе контроль над “Нортгазом”. “Газпром” оспорил запрет в арбитраже и в итоге победил во всех трех инстанциях. Поражение ФАС закономерно. Ведомство Игоря Артемьева старается как может. Сотрудники ФАС грамотно отслеживают ситуацию на рынке рекламы, строительства, госзакупок и т. д. Они выдают предписания об исправлении нарушений и даже порой одерживают победы в судах. Однако улов невелик. По-настоящему крупная рыба легко уходит из сетей. Предписания не выполняются, ставки штрафов – копеечные для монополистов. Артемьев проигрывает в части шумового эффекта и другим контролерам – таким как Олег Митволь или Геннадий Онищенко.

Другое дело быть антимонополистом в Еврокомиссии. В декабре 2006 г., например, они оштрафовали шесть химических компаний в общей сложности на 519 млн евро за согласование цен на синтетический каучук. Также в декабре прошли обыски в офисах четырех крупнейших немецких энергокомпаний – E.On, RWE, EnBW и Vattenfall. В прошлом году в Европе различные компании были оштрафованы на рекордную сумму в 1,8 млрд евро. ФАС в 2005 г. собрала штрафов на 160 млн руб.

Конечно, никаких иллюзий по поводу свободы конкуренции в Европе у наблюдателей нет. Правительства ведущих стран ЕС открыто борются с рынком: свежий проект единой энергетической стратегии ЕС, предусматривающий раздел бизнеса вертикально-интегрированных энергокомпаний, был встречен в штыки правительствами Германии и Франции. Государственный протекционизм заметно укреплялся на этом рынке в течение всего прошлого года. И тем не менее конкуренция – не пустой звук в Европе.

Артемьев проигрывает Митволю и Онищенко потому, что в экономику политической воли, сложившейся в России, ФАС не встраивается. В нынешних условиях – при монополии на трубу и огромном административном ресурсе “Газпрома”, вынуждающем даже таких гигантов, как Shell, отдавать пакеты акций со скидкой, – вероятно, эффективнее отдать “Газпрому” всех газодобытчиков. По крайней мере, у них будет спокойный доступ к трубе, возможно, место в инвестиционной программе монополии. Естественно, повысится и прогноз добычи “Газпрома” – главный фактор погоды на европейском энергорынке.

Решение количественное, а не качественное. Эффективность самого “Газпрома” после поглощения независимых добытчиков вряд ли повысится. Недостаток инвестиций в добычу, непрофильные активы, неконтролируемые издержки – все эти хронические заболевания монополии передадутся новым “дочкам”. В конце концов экономике политической воли все равно придется соревноваться с экономикой конкурентного рынка.