Статья опубликована в № 1780 от 17.01.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Ниже градус

От редакции: Ниже градус

Россияне стали меньше пить водку. Ее продажи в прошлом году сократились на 3,9%. На 7,5% упали и продажи вина. Судя по прогнозам, в дальнейшем возможно постепенное вытеснение водки менее жесткими напитками. Эффект от перемен на алкогольном рынке может быть более значимым, чем простое перенаправление денежных потоков или даже частичное улучшение здоровья нации. Вместе с другим алкоголем может прийти другая манера поведения и мышления.

Правда, замещение одного другим едва ли снизит совокупный уровень потребления алкоголя. В России, по данным ООН, в 2003 г. уровень потребления составил 10,58 л чистого алкоголя на взрослого человека в год. Это в два раза больше, чем в среднем по миру, который между тем пьет все больше: по данным Всемирной организации здоровья, с начала 1960-х гг. по начало 2000-х гг. потребление выросло с 4 до 5,1 л в год, но сравнимо с Европой. Средний европеец сегодня потребляет около 10 л в год.

Впрочем, в России существенных размеров достигает неконтролируемый оборот алкоголя – это еще около 4 л на человека в год. Но даже если принять, что в России и Европе пьют примерно одинаково, важно другое: стиль потребления. В России на крепкие напитки приходится до 70% всего потребления алкоголя, а Европа налегает на вино (в особенности Франция, Португалия и Италия) и пиво (Чехия и Ирландия).

При высоком уровне потребления алкоголя здоровье нации, а соответственно и экономика страны зависит от “модели алкоголизации”. Европейцы пьют вино часто, но не много. Большинство россиян водку пьют не каждый день, но уж когда пьют, то пьют всерьез.

Водка исторически завоевала признание в России из-за дешевизны и доступности: метод перегонки, а не брожения позволяет производить водку круглый год и вне зависимости от наличия необходимых для других напитков компонентов. Сегодня география производства не имеет значения, а фактор стоимости становится все менее значимым по мере роста благосостояния россиян, поэтому меняется и модель алкоголизации – по прогнозам Euromonitor, к 2011 г. водочный рынок в абсолютном выражении сократится еще на 20%, а расти, причем значительными темпами, будет потребление пива, вина и коктейлей.

По мере роста благосостояния в теории меняются не только алкогольные пристрастия, но и вообще стиль жизни и социально-политические запросы. В России как бедные, так и обеспеченные люди традиционно заливают такие запросы водкой. Отказ от нее, возможно, будет означать и уход от этой традиции.

Власти многих стран ради сокращения потребления крепких напитков прикладывали специальные усилия. В России государство, наоборот, препятствует росту винного рынка с помощью системы ЕГАИС и торговой блокады Грузии и Молдавии, а ФГУП “Росспиртпром” начинает выпуск “социальной” водки – т. е. дешевой. Конечно, от национальной модели алкоголизации зависят и особенности национального духа, менталитета и культуры, только едва ли стоит их защищать такими методами и в ущерб здоровью и экономике.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать