От редакции: Погода для свиней

Аномальная зима лишила россиян новогоднего настроения. В декабре лишь 26% россиян радовались теплой погоде, а 35% оценивали происходящее отрицательно (“Левада-центр”). Но теплая погода принесла проблемы и посерьезнее: Эль-Ниньо, приведший к потеплению по всему миру, обвалил и цены на нефть. Впрочем, эффект от потери нефтевыручки будет частично сглажен за счет сокращения потребления энергии внутри России. Весьма неожиданно погода может сказаться и на сельском хозяйстве. Перекроют ли в результате позитивные эффекты теплой погоды потери от снижения цен на нефть – пока непонятно, но уже очевидно одно: погода имеет значение и может влиять и на экономику, и на политику.

Легко просчитываются только потери от падения цен на нефть. Пока погода не мешает наполнению бюджета, но уже сказывается на темпах роста стабфонда. По оценкам начальника департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрея Клепача, высказанных им в интервью журналу SmartMoney, каждый $1 цены барреля нефти приносит стабфонду 47 млрд руб. По оценкам экспертов, в январском снижении цены как минимум $5 – фактор Эль-Ниньо, а значит, из-за одной лишь теплой зимы стабфонд может недосчитаться 235 млрд руб.

Представители РАО ЕЭС на этой неделе уже успели заявить, что экономии энергоресурсов из-за аномально теплой зимы они пока не почувствовали, объясняя это постоянно растущим потреблением в целом. Еще осенью энергетики предупредили о том, что отключения промышленных потребителей в этом году могут начаться уже при вполне мирных 15–18 градусах мороза, а при нынешней погоде их, скорее всего, удастся избежать вовсе. В ряде регионов будет и прямой эффект – по подсчетам Института эффективного использования энергии, в Москве похолодание на 1 градус приводит к росту потребления на 0,8%, а значит, каждый теплый зимний день электроэнергию сберегает. Так что апокалипсис, который обещали энергетики, откладывается как минимум до следующей зимы, что позволит более спокойно и эффективно продолжить модернизацию РАО.

В сельском хозяйстве все не так однозначно. Все зависит от дальнейших погодных условий – при температуре более 10 градусов мороза, сохраняющейся на протяжении нескольких суток без значительного снежного покрова, озимые могут погибнуть. Такая погода, по прогнозам Гидрометцентра, может наступить уже к концу января. Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько говорит, что даже при нормальном урожае высоки риски ухудшения качества озимых, т. е. увеличения доли фуражного зерна. Впрочем, как раз тут-то и кроется возможный позитивный эффект – в связи с аграрным нацпроектом в России растет поголовье свиней, которых надо чем-то кормить. Последнее время цены на фураж вплотную приблизились к стоимости продовольственного зерна, что говорит о дефиците фуража. В ИКАР считают, что погода, возможно, дефицит ликвидирует.

Учитывая, что стабфонд – величина весьма абстрактная, а его девиртуализация и дальнейшая трата приведут к значительному росту инфляции, можно даже и порадоваться. Аномально теплая зима позволит расходовать деньги на модернизацию электроэнергетики и прокорм национальных свиней в обход бюрократии и инфляции.