От редакции: Напугать аптекаря

Послепраздничное возвращение к обыденным делам было болезненным. Почувствовав после каникул привычные боли, многие не смогли купить нужные лекарства. Аптекари отказывались продавать их без рецепта, ссылаясь на изданный накануне нового года приказ министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова.

Министр запретил безрецептурный отпуск ряда лекарств, которые принимают при сердечно-сосудистых, легочных и других серьезных заболеваниях. В Росздраве утверждают: строгий порядок рецептурного отпуска действует во всех развитых странах и являлся одним из условий принятия России в ВТО. Капли от насморка или средства от похмелья остаются в открытой продаже – приказом даже расширен список препаратов безрецептурного отпуска с 1000 до 1100.

Стремясь к введению цивилизованных процедур, власти не торопятся учиться их цивилизованному введению в действие. Новый порядок будет вводиться в течение года, но многие все равно опасаются, что он обернется проблемами и для людей, и для рынка, объем которого, по разным оценкам, достиг в 2006 г. $10–12 млрд. Росздрав утверждает, что приказ готовился давно и не был тайной. Однако многие россияне утверждают, что их не предупредили в районной поликлинике о необходимости обязательного получения рецепта. Если новый порядок отпуска лекарств введут в полном объеме, то очень скоро очереди в поликлиниках резко удлинятся. В нашей стране, по данным Всемирной организации здравоохранения в 2005 г., смертность от сердечно-сосудистых заболеваний составила семь человек на 1000 жителей – мировой рекорд (в Канаде, например, этот показатель 1,2, во Франции – 2,3). По данным Росстата, число умерших от “болезней органов кровообращения” еще больше – почти 9 на 1000 – это причина 56% всех смертей в стране. Между тем жизненно важный для гипертоников и астматиков вопрос – что делать, если приступ внезапно застал без лекарства и рецепта, – пока не урегулирован. Можно надеяться на милость провизора ближайшей аптеки. Но не каждый решится рискнуть – приказ предусматривает масштабные проверки соблюдения правил продажи препаратов, нарушение которых грозит серьезными санкциями – вплоть до лишения лицензии. Возможно, проблему стоило решить, введя, как в развитых странах, долгосрочные рецепты либо создав базу данных хронических больных. Люди, числящиеся в базе, придя в аптеку, могут назвать свое имя, номер рецепта и немедленно получить лекарство.

Реализация приказа, по мнению экспертов, может принести многомиллионные потери (по разным оценкам, от $200 млн до $250 млн) аптечным сетям. Печальный опыт Белоруссии, где после введения аналогичного порядка продажи лекарств фармбизнес стал убыточным на несколько месяцев, российских чиновников не насторожил. Наконец, из-за замедления реализации убытки могут понести производители антибиотиков, сердечно-сосудистых и, например, психотропных препаратов. И если зарубежные компании спокойно выдержат удар, то отечественная фарминдустрия пострадает серьезно. Эксперты надеются, что реализация приказа ограничится проверками и показательными наказаниями некоторых аптечных сетей. Но чтобы напугать аптекарей, можно было придумать что-нибудь менее масштабное, чем эксперимент на живых людях и бизнесе.