От редакции: Тихий Китай

Нынешние имиджевые проблемы США и России схожи: и та и другая страна пытаются отстаивать свой статус и влияние в мире. Но движение по пути политического самоутверждения обеим странам дается все тяжелее. На этом фоне тихая китайская стратегия выглядит гораздо перспективнее – возможно, потому, что продвигает материальные ценности, спокойно относясь к любым возвышенным идеям.

Свежий опрос в 25 странах мира, организованный по заказу BBC компанией GlobeScan, показал, что поддержка политики США в мире крайне низка и продолжает падать: 75% опрошенных недовольны действиями американцев в Ираке. Лишь 29% считают, что Соединенные Штаты оказывают позитивное влияние на ситуацию в мире. В прошлом году таких было 36%. Между тем 49% уверены, что США играют преимущественно негативную роль на мировой арене. Число американцев, считающих влияние своей страны позитивным, снизилось до 57% – на 6% по сравнению с прошлым годом и на 14% по сравнению с позапрошлым.

Согласно данным еще одного опроса, проведенного BBC World Service в 33 странах год назад, CША входят в тройку самых “нелюбимых” стран мира вместе с Ираном и Россией. С тех пор Россия вряд ли улучшила свой имидж, поскольку главными “русскими” темами мировых СМИ были: энергетический диктат (в том числе конфликт с Белоруссией), ксенофобия (в том числе конфликт с Грузией), громкие заказные убийства и сворачивание демократии.

Россия попыталась поправить свой имидж, запустив телеканал Russia Today, вкладывая средства в публикации в западных СМИ, нанимая крупные пиар-агентства. Печальный парадокс заключается в том, что ухудшение имиджа страны прессе удается легче, чем улучшение. Кстати, Соединенные Штаты совсем недавно это проходили. Попытки после сентября 2001 г. продвигать имидж страны с помощью маркетинга провалились: пропагандистские ролики не нашли понимания в мусульманской аудитории. Зато хорошие результаты дала гуманитарная помощь пострадавшим во время цунами в Юго-Восточной Азии и во время землетрясения в Пакистане. В обоих случаях через месяц после оказания помощи опросы фиксировали двойной рост популярности США у населения.

Не только помощь может давать эффект. Как ни банально прозвучит, позитивный эффект приносит любое доброе дело. А перечеркнут он может быть любым провалом – даже не таким масштабным, как “демократизация” Ирака.

Этой прописной истине сейчас лучше всего следуют китайцы. Их политика предполагает постепенное усиление влияния в мире при условии отсутствия конфронтации с другими центрами влияния. Китай активно инвестирует в развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки, не глядя на политическую ориентацию режимов. И хотя его общие страновые рейтинги остаются средними, они постепенно растут, особенно в развивающихся странах. По данным “Левада-центра”, другом России в 2006 г. назвали Китай 24% опрошенных россиян (против 12% в 2005 г.).

Отношение к Китаю разное в разных странах. Россияне (в том числе политики) надеются, что Поднебесная будет нашим союзником против Запада. В некотором смысле такие же политические надежды питают страны вроде Ирана и Венесуэлы. Американцы и европейцы побаиваются растущей экономической и военной мощи Китая. Не правы ни те ни другие. Западная христианская цивилизация привыкла мыслить линейно – как и восточная мусульманская.

Конфуцианский Ки-тай существует как бы в другом измерении. Если представить себе пресловутый конфликт цивилизаций как две воюющие армии – христиан и мусульман, то окажется, что китайцы стоят сбоку и при этом выгодно продают воюющим еду, транспорт и ритуальные услуги. “Подчинить армию врага не сражаясь – вот подлинная вершина превосходства”, – сказал Сунь-Цзы.

Стоит ли бояться такого Китая? Вряд ли. Стоит ли рассчитывать на любовь до гроба? Тоже вряд ли. Стоит ли поголовно перейти в конфуцианство? Не обязательно. Достаточно просто понять, что имиджевая стратегия “дурак – сам дурак” не работает. Американцам давно пора прекратить учить других жизни. Не стоит забывать, что и наше мессианство как на дрожжах разбухает на нефти – так же как наш фондовый рынок.