От редакции: Опора госсектора

По данным Росстата, доля россиян со среднедушевым доходом от 8000 до 12 000 руб. с 2002 по 2005 г. выросла с 6,1% до 17,3%, а зарабатывающих более 12 000 руб. – с 2,9% до 17,7%. Располагаемые доходы населения ежегодно увеличиваются на 20%. Эксперты, занятые изучением потребительской уверенности, говорят о заметном росте этого показателя. Индекс потребительских настроений, который рассчитывается центром стратегических исследований “Росгосстраха”, резко вырос даже по сравнению с прошлым годом (121,4% против 115%, где 21,4% – разница между положительными и отрицательными ответами). Так граждане оценивают перспективы роста экономики и личных доходов. Эксперты центра говорят о растяжимости понятия “средний класс” и ориентируются в первую очередь на знаковые материальные признаки класса – автомобиль, поездки за границу, владение недвижимостью.

Институт социологии РАН констатировал снижение доли среднего класса в России. При всем разнообразии представлений о том, что такое “средний класс”, тенденция странная – ведь уже на протяжении двух-трех лет уровень доходов населения уверенно растет, в стране потребительский бум. Как это согласуется?

По методологии ИС РАН, учитывающего самоидентификацию, уровень дохода, образования и статуса, к среднему классу можно отнести 20–22% экономически активного городского населения страны. Нижний порог среднего класса, полученный социологами, – это уровень дохода на одного члена их семьи в 10 427 руб., что близко к росстатовской цифре средней зарплаты по России. В 2003 г. в исследованиях ИС РАН нижний порог составлял 6272 руб., но тогда исследование показывало и большую долю среднего класса – 25% городского населения. Ровно год назад ИС РАН оценивал средний класс в 20% от всего населения России. Сужение класса сами исследователи объясняют инфляцией, которая сводит на нет рост доходов.

Авторы проекта “Стиль жизни среднего класса” журнала “Эксперт”, напротив, говорят в первую очередь о нематериальных признаках этого сословия.

По их определению, российский средний класс – это люди, которые благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогли адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни.

Возможно, все дело в некоей привычке к термину, введенному в 1990-е. Тогда либерально ориентированные силы надеялись, что именно строительство среднего класса – ключ к созданию и поддержанию такой стабильности, какая свойственна развитым западным обществам; ключ к построению демократии, основанной на классе собственников. Синоним среднего класса – “третье сословие” – здесь даже точнее. Это экономически самодостаточные мелкие собственники. Их собственность обеспечивает доход выше прожиточного минимума, они могут обеспечить себя и свои семьи, не ожидая помощи государства или благотворителя. Отсюда психология независимого игрока, принципиально требовательное отношение к самим себе и неиждевенческое отношение к власти, призванной предоставлять услуги в обмен на уплаченные налоги.

В России последних лет оказалось, что рост доходов вполне можно обеспечивать за счет государства, без личной независимой позиции. В потребительском смысле средний класс существует и растет. Его экономические границы – уровень доходов, – не будучи установленными раз и навсегда, в ситуации роста экономики тоже расширяются, как бы их ни определяли.

Но совершенно не оправдались давние надежды на средний класс как на мотор движения общества в сторону эмансипации от государства и развития частной инициативы. Судя по результатам исследования ИС РАН, средний класс аполитичен и замечателен тем, что около половины его представителей работают в госсекторе. Средний класс выглядит опорой скорее государственного, чем частного сектора. Число одних только чиновников выросло с 1 млн в 2002 г. до 1,5 млн в 2005 г.