От редакции: Обещают чудо

Российские чиновники излучают оптимизм и в своих прогнозах о будущем России достигают эйфорических высот. На прошлой неделе два высокопоставленных руководителя – один на окраине России, другой в центре Европы – произнесли речи, которые ко многому обязывают. Министр финансов Алексей Кудрин в Якутске сообщил, что нынешний инвестиционный бум в России можно считать “началом экономического чуда” – отечественная экономика уже достигла уровня 1990 г., обогнала итальянскую, а к 2009 г. превзойдет и французскую. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил, что по итогам года Россия может стать страной – лидером по добыче нефти, обогнав Саудовскую Аравию. В придачу Медведев обнадежил иностранцев – вот-вот, в течение ближайших месяцев, будет принят закон о доступе иностранных инвесторов в стратегические отрасли и тогда для иностранцев все будет прозрачно и ясно.

Эти заявления выстраиваются в цепочку: Россия – нефтегазовый лидер, инвестиции растут, а когда их привлечение будет регулироваться четким и понятным законом, “экономическое чудо” станет неизбежным. Министры рискнули заявить urbi et orbi, что Россия заслуженно занимает место в клубе развитых стран. Отечественный ВВП в абсолютных цифрах действительно вплотную приблизился к итальянскому и при нынешних темпах его роста (6–7% в России и 1,5–2,3% во Франции) может в ближайшее время достичь французского. При наличии инвестиций в ТЭК догнать Саудовскую Аравию по уровню добычи нефти несложно – такое уже было, да и по совокупной добыче углеводородов Россия уже давно на первом месте.

Но для того, чтобы оценить, насколько перспектива чуда реальна, стоит приглядеться к цифрам. Приток инвестиций действительно есть. По предварительным данным Центрального банка, только прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в 2006 г. составили $31 млрд – в 2,5 раза больше, чем годом ранее. В соответствующем подразделении ООН насчитали на $2,6 млрд меньше, но рост в любом случае существенный. До инвестиционного бума, впрочем, еще далеко. Пока объем ПИИ составляет менее 3% российского ВВП, а хорошим показателем считается 5–6%. Что касается накопленных инвестиций в целом, то сам Кудрин в опубликованной в “Ведомостях” статье “Как ускорить рост” отмечал, что, несмотря на постоянный рост, объем общих инвестиций недостаточен: “Отношение валового накопления к ВВП составляло в 2005 г. 18,2%. Этого недостаточно. Степень износа основных фондов в 2005 г. составила 50,6%”.

Кроме того, догоняя европейские страны по абсолютным показателям, Россия далеко отстает от Италии и Франции по ВВП на душу населения, производительности труда и уровню заработной платы. Для того чтобы что-то менялось и чудо свершилось, инвестиций должно быть в разы больше. Но поможет ли этому принятие анонсированного Медведевым закона?

Стоит посмотреть, куда иностранцы привыкли и хотят вкладываться. В 2005 г. до 90% ПИИ направлялись в ТЭК, в 2006 г. – уже только 60–70%. Снижение инвестиций в нефтегазовую отрасль едва ли отражает диверсификацию экономики – дело скорее в создаваемых барьерах и увеличивающемся риске потери активов. В прошлом году сформировался новый тренд – иностранные компании уже не покупают, а продают доли в российских компаниях. То, что история “Сахалина-2” – это тенденция, показало развитие событий с Ковыктинским месторождением. В конце прошлой недели руководители ТНК-BP заявили, что вопрос вхождения в проект “Газпрома” – дело решенное.

В газовой отрасли благодаря законодательному закреплению монополии на экспорт газа за “Газпромом” окончательно сформированы правила игры, логика которых делает партнерство с “Газпромом” абсолютно неизбежным для любых компаний. Следующим проектом, в котором эти правила игры станут уже абсолютно очевидными, станет разработка Штокмановского месторождения.

Принятие долгожданного закона о стратегических отраслях и допуске иностранных инвесторов уже не изменит ситуацию. Даже если он будет действительно четким, прозрачным и одинаковым для всех игроков, основные активы в российском ТЭКе будут уже поделены и правила игры диктовать будет не закон, а монополисты.

Все указывает на то, что именно подобной подготовкой госкомпаний и объясняются постоянное откладывание принятия этого закона и решения о его доработке – в правительстве он обсуждается с мая 2005 г., а в Госдуму все еще не внесен. Если четкие правила игры появятся уже после закрепления статус-кво, бурный рост иностранных инвестиций вряд ли последует. Сокращение доли инвестиций в ТЭК в 2006 г. показывает, что иностранцы усвоили уроки ЮКОСа и “Сахалина-2”. Учитывая, что инвестиции российскому ТЭКу остро необходимы, предсказания Медведева о России как нефтедобывающем лидере могут и не сбыться. Тогда и “экономическое чудо” может не случиться – нефтезависимость российской экономики в ближайшие время никуда не денется, какие бы ни были цены на нефть.