Статья опубликована в № 1788 от 29.01.2007 под заголовком: ПРАВИЛА ИГРЫ: Вернем выборы

Правила игры: Вернем выборы

Повиснув в прошлом ноябре на балюстраде Большого Каменного моста с лозунгом “Верните народу выборы, гады!”, развернутым в сторону Кремля, Маша Гайдар и Илья Яшин ясно выразили мысль, которая у политологов занимает страницы и даже тома, – Россия больше не является демократией. Формально выборы проводятся, но ни правила (спасибо “Единой России”), ни практика проведения (спасибо администрации президента) не соответствуют стандартным критериям. Мысль правильная, но обращение, в сущности, не по адресу. Это сказка, что выборы кто-то может “дать”: на выборы соглашаются, когда больше нечего делать. Горбачев последовательно вводил все более свободные выборы, с тем чтобы обеспечить себе политическое выживание в борьбе с более консервативным крылом Политбюро. Для Ельцина мандат, полученный на всероcсийских выборах, был главным оружием борьбы – сначала с Горбачевым, а потом с противниками его курса.

Так что если гражданину нужны выборы, то надо вынуждать тех, от кого это зависит, проводить выборы по-настоящему. В связи с этим у меня есть следующее предложение. Попробуем сделать так, чтобы президентские выборы – 2008 не были полной профанацией. Конечно, сделать выборы полноценными непросто, но, возможно, удастся вернуть некоторые компоненты: например, обсуждение альтернативных путей развития страны в зависимости от того, кто победит на выборах. В развитых странах избирательные кампании играют большую роль в определении курса, по которому движется страна.

Идея предельно проста: самим выдвигать кандидатов в “преемники-2008” и обсуждать их программы, как если бы они действительно были предложены кандидатами. Собственно, это уже отчасти происходит с кандидатурами Дмитрия Медведева и Сергея Иванова. При этом обсуждаются не многословные программные документы, подобные тому, что на прошлой неделе опубликовал Медведев, а “вмененные программы” – то, что, по мнению политологов, будет осуществляться после прихода соответствующего политика к власти. Например, от Сергея Иванова ожидается курс на еще большее вмешательство госорганов в экономическую деятельность и еще более открытую конфронтацию с внешним миром, хотя он, собственно, не делал официальных заявлений на этот счет.

Но для обсуждения нет причин ограничиваться этими кандидатурами: не исключено, что есть более интересные фигуры. А если значительная часть политической элиты будет убеждена, что кто-то является более уместной кандидатурой в качестве кандидата “от Путина”, самому президенту придется поддержать этот выбор. Иными словами, это неправда, что “кого скажут, того и раскрутят”. Есть люди, у которых есть реальные заслуги. И заслуги все-таки увеличивают шансы на победу, хотя, конечно, ничего и не гарантируют.

Вот первый кандидат: Алексей Кудрин. Ни у одного из членов нынешнего кабинета нет таких явных и серьезных заслуг. Сдерживание роста бюджетных расходов в период столь высоких цен на нефть, формирование и политическая оборона стабфонда от многочисленных лоббистов – далеко не каждый министр финансов в мире справлялся со своими обязанностями так хорошо. Существенный приток капитала в прошлом году, даже при том что основной движущей силой является избыток глобальной ликвидности, – хороший индикатор макроэкономической стабильности. Так что можно начинать обсуждение.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать