От редакции: Замена барьера

Как и во многих других сферах, изменения в регулировании туристической индустрии вводятся со ссылкой на международный опыт. Поправки в закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, подписанные на днях президентом, призваны ослабить административное регулирование деятельности 20 000–30 000 турфирм и сделать этот вид бизнеса более ответственным перед потребителями. Действительно, во многих странах действует не лицензирование туристических фирм, а страхование их ответственности.

Все туркомпании теперь будут обязаны гарантировать свою ответственность перед клиентами, положив средства на банковский депозит или заключив договор о страховании своей деятельности. Те, кто продает внутрироссийские туры и экскурсии, должны внести к 1 июня 2007 г. 500 000 руб., а отправляющие российских граждан за границу или принимающие иностранных туристов – 5 млн руб. В будущем году размер гарантий для компаний, продающих путевки за рубеж и сотрудничающих с иностранцами, вырастет до 10 млн руб. Если часть денег будет выплачена для возмещения ущерба путешественнику, недостающую сумму фирма должна восполнить не позже чем через месяц. В противном случае еще через 30 дней ей грозит исключение из реестра и прекращение деятельности. Представители государства отвергают обвинения в лоббировании интересов крупных компаний и уверяют, что закон улучшит работу отрасли и защитит туристов, а цены на туры не вырастут. “Цены на путевки не увеличатся, для этого нет никакой экономической подоплеки”, – заявил пресс-секретарь Ростуризма Денис Лазарев.

Но участники рынка и эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) считают иначе. В большинстве европейских стран ответственность туркомпании не является фиксированной величиной, сумма банковского депозита или страхового взноса составляет от 3% до 5% ее оборота. Возможно, авторы закона опасались, что руководители туркомпаний будут скрывать деньги, и пошли по пути Украины и Казахстана. На Украине страховая сумма для компании, отправляющей туристов за границу, ненамного превышает эквивалент в $25 000, в Казахстане – $75 000. 10 млн руб. – это больше $370 000. Это неподъемные деньги для большинства мелких и средних фирм, особенно в регионах. По мнению экспертов, до 70–80% провинциальных туркомпаний самоликвидируются либо ограничат деятельность внутрироссийскими турами. А это десятки тысяч рабочих мест. Наконец, страховой депозит для компаний, работающих с иностранцами, и вовсе выглядит абсурдно – те заключают договоры о предоставлении услуг с зарубежными фирмами и, за редким исключением, предъявляют претензии им. Выдавливание значительной части фирм неизбежно снизит конкуренцию на рынке и скажется на ценах.

Но дело не только в этом. Эти меры могут затормозить развитие туризма. Россию, по данным РСТ, за девять месяцев 2006 г. посетили всего 2,06 млн иностранцев. Нашей стране, конечно, трудно тягаться с Турцией (17 млн) или Испанией (около 40 млн), но число зарубежных гостей меньше, чем за аналогичный период 2003 и 2004 гг. (2,5 млн и 2,3 млн). Число российских граждан, путешествующих по стране и за рубежом, увеличилось, но теперь этот рост под угрозой.