От редакции: Шаг к рынку

Изгнание иностранных торговцев из Москвы откладывается. На днях департамент потребительского рынка столичной мэрии издал поручение, которое разрешает сдавать в аренду иностранцам любые торговые места на принадлежащих городу 12 продовольственных рынках (всего их 115). Фактически речь идет об отмене октябрьского распоряжения правительства Москвы, предписывавшего бронировать половину мест на этих рынках для “отечественных фермеров и производителей”. Тогда столичные чиновники после призыва президента защитить коренное население и “почистить рынки от этнических преступных группировок” проявили рвение и приступили к изгнанию инородцев из рыночной торговли.

Если предположить, что “шаг назад” свидетельствует о признании реального спроса на гастарбайтеров на рынках, решение столичных властей заслуживает одобрения как победа здравого смысла. Отъезд торговцев с рынков приведет к тому, что миллионам граждан будет труднее купить самое необходимое. По данным Romir monitoring, покупать продукты на рынках предпочитают не только жители деревни, но и население крупных городов. Кроме того, ослабление конкуренции приведет к повышению цен, которое ударит прежде всего по малообеспеченным слоям общества, – по данным ФОМ, 44% опрошенных назвали цены на рынках более низкими, 45% считают, что они равны магазинным, и лишь 11% – что они выше. Наконец, “удаление иностранных перекупщиков” не снизило цены и не расширило ассортимента товаров и продуктов.

Однако дело не только в этом. Вместе с правительственным постановлением, которое запрещает иностранцам с 1 апреля нынешнего года продавать лекарства и алкоголь, ограничения для иностранцев означают запрет на профессию. Это не вяжется с Конституцией, которая гарантирует тем, кто законно находится на российской территории, одинаковые права с гражданами России. Граждане осознают экономическую нецелесообразность “рыночных преобразований” и не верят в то, что с удалением иностранцев цены изменятся к лучшему. Но постановление поддерживают: по данным ВЦИОМ, в ноябре его поддержали 75%, отрицательно отнеслись всего 18%, спустя месяц после частичного действия запрета это соотношение изменилось не намного: 68% и 20% соответственно. Практически это означает, что власть в предвыборный период играет на предубеждениях обывателей против “чужаков”. Эти меры крайне опасны – они покажутся ксенофобам недостаточными и те потребуют дальнейших уступок, которые в многонациональной и многоконфессиональной стране чреваты настоящим взрывом межнациональных противоречий.

В Москве экономическая логика победила политическую. Остается надеяться, что то же самое произойдет и на общероссийском уровне до того, как она ударит по наименее защищенным и наиболее дисциплинированным избирателям – пенсионерам.