От редакции: Зачет по финансам

Алексей Кудрин, который в прошлом году британской газетой Emerging Markets был признан лучшим министром финансов среди развивающихся стран Европы, получил еще одну лестную оценку своих заслуг. Немецкий коллега Кудрина, Пеер Штайнбрюк, предложил включить Россию в “финансовую cемерку”. Сегодня Россия, являясь членом “группы восьми”, не участвует в финансовых и валютных дискуссиях. Экономический рост и финансовое оздоровление дают России шанс укрепить свои позиции в международном сообществе даже вопреки возрастающим политическим несогласиям, но важнее понять другое: грамотная финансовая политика необходима для достижения внутренних экономических целей, а макроэкономическая стабильность – фактор, без которого экономика России расти не будет.

Экономические успехи России на микроуровне спорные, но на макроуровне вполне очевидны. В прошлом году Россия стала третьей страной в мире по объему золотовалютных резервов с результатом $300 млрд. Россия досрочно погасила Парижскому клубу долг в размере $21,3 млрд, сэкономив таким образом значительную сумму на процентах. Важнейший показатель – инфляция – хоть по-прежнему высок (9% по результатам 2006 г.), но в прошлом году его впервые удалось удержать в рамках запланированного. Объем стабфонда, несмотря на снижение цены отсечения и выплаты по внешним долгам, достиг к сегодняшнему дню 2,64 трлн руб. ($100 млрд).

Красивых финансовых показателей невозможно было бы достичь без высоких цен на нефть, но именно они и подчеркивают значимость российской финансовой политики. При постоянном притоке нефтедолларов велик соблазн потратить деньги на текущие нужды. Учитывая предвыборное время, можно сказать, что госрасходы могли бы расти еще быстрее, чем на заявленные в бюджете 26%.

Своей главной задачей Кудрин считает снижение инфляции. Он выступает против постоянного роста госрасходов и стоит на страже стабфонда. Но позиции финансиста размываются. В 2005 г. цена отсечения была повышена с $20 до $27, что сократило темпы наращивания стабфонда и позволило профинансировать растущие госрасходы, в частности национальные проекты. В 2006 г. обошлось без официального снижения отчислений в стабфонд, но за счет запланированного на 2007 г. роста госрасходов, превышающего темпы роста доходов, стабфонд все равно будет расти не так быстро, как мог бы.

Если профицит бюджета и положительное сальдо счета текущих операций – непосредственный результат нефтегазового экспорта, то вот отношение внешнего долга и валютных резервов страны к ВВП – это уже показатели эффективности управления средствами.

Приглашение в “финансовую семерку” и признание финансовых успехов России – событие более важное, чем призывы американских политиков к исключению России из “восьмерки”. Хорошо, что авторитет Кудрина вырос, – это поможет работать. На фоне снижения цен на нефть, замедления темпов роста ВВП и тенденции к ухудшению торгового баланса соблазн отказаться от консервативной политики будет только возрастать. Впрочем, макроэкономическая политика – это не вся политика. Несоответствие между финансовой политикой и экономической стратегией власти может свести на нет все макроэкономические успехи.