От редакции: Дефицит и точка

Создание частной СУЭК и государственным “Газпромом” совместного предприятия вызвало резкую реакцию главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Еще на прошлой неделе Чубайс заявил, что это “большая ошибка государства”, и добавил: “К сожалению, не первая. Точка”. Вчера главный энергетик окончательно расставил все точки – ошибкой является не столько конкретная сделка, сколько госкапитализм как таковой. “Считаю госкапитализм тупиком, который вскоре станет очевидным для всех госкапиталистов”, – сказал Чубайс.

К критике Чубайса стоит прислушаться по двум причинам: во-первых, проводимая им реформа РАО ЕЭС – живой контраргумент политике госкапитализма, а во-вторых, именно в электроэнергетике негативные последствия “госкапитализма по-русски” станут очевидны – но не столько “госкапиталистам”, сколько всем потребителям.

Формальные претензии Чубайса таковы: “Газпром” – газовая компания, у которой проблемы с газодобычей, и вместо расширения сфер деятельности газовому гиганту стоит больше усилий и денег уделять своей профильной деятельности. “Газпром” же налегает на экспансию – покупает активы. С дефицитом газа, который может проявиться уже в этом году, “Газпром” также борется методом экспансии – покупает независимых производителей, у которых темпы роста добычи выше, чем у него самого. Средства на этот экстенсивный рост не были заложены в инвестпрограмму. На днях “Газпром” заявил о планах занять еще $8–10 млрд (cегодня долг компании уже составляет $30 млрд).

Пока РАО ЕЭС проводит IPO генерирующих компаний, стремясь согласно принятой правительством стратегии реформы к передаче генерации в частные руки, “Газпром” наращивает долю государства в той же отрасли. По оценкам экспертов, доля СП “Газпрома” и СУЭК на рынке генерации электроэнергетики составит около 15%.

Спор об эффективности госкомпании как бизнес-единицы оставался бы отвлеченно-идеологическим, если бы не прямые экономические последствия. Из-за стагнации газодобычи РАО ЕЭС уже в прошлом году ощутило дефицит газа. При сохранении двух тенденций – роста дефицита газа в балансе “Газпрома” и роста потребления электроэнергии – дефицит электроэнергии будет тормозить рост экономики, а отключения и неподключения станут обычным явлением. Новые мощности сами по себе не решат проблему. Достаточно вспомнить историю со вторым блоком Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге: он был введен в эксплуатацию в ноябре прошлого года, но так и не заработал – топлива для него нет. Тупик, к которому ведет госкапитализм, называется дефицитом.

В России сейчас две госкомпании в электроэнергетике – одна из них стремится к демонополизации и уходу государства из генерации, а другая преследует прямо противоположные цели. Трудно сказать, есть ли это результат давней стратегии. В любом случае перед нами своеобразная конкуренция – не между компаниями, а между подходами: бороться за лидерство в отрасли будут госкапитализм и рынок.