От редакции: Писатели на елке

Встречи первых лиц российского государства с художниками и писателями всегда были скорее скрытым поединком, чем разговором по душам между правителем и мудрецами. Каждая из сторон втайне стремилась к позиции превосходства. Борис Ельцин стремился продемонстрировать, что слушает и учится. К примеру, его решение присутствовать на захоронении останков Николая II в Петропавловской крепости было принято после беседы с академиком Дмитрием Лихачевым, а указ о борьбе с экстремизмом от 1995 г. появился после беседы с группой писателей во главе с Григорием Баклановым. Состоявшаяся на днях беседа российского президента с молодыми писателями продемонстрировала возврат к советскому раскладу сил – писатели-ученики пришли на лекцию к учителю.

Раньше было чуть иначе. Владимир Путин, к примеру, посещал нобелевского лауреата Александра Солженицына, принимал Паоло Коэльо и Мориса Дрюона. Наконец, два года назад разговаривал с отечественными писателями в Париже на приеме у французского президента Жака Ширака. Российский президент не раз беседовал с теми, к чьим словам и мнениям прислушиваются. И прислушивался к ним сам. К примеру, демографический нацпроект – следствие общения с Солженицыным. В парижской встрече 2005 г. (где были, в частности, Василий Аксенов, Александра Маринина, Александр Кабаков, Дмитрий Пригов, Дмитрий Быков) кроме “зубров” присутствовали и сравнительно молодые и “немейнстримные” авторы. Беседа шла на равных.

Последняя встреча была иной по составу участников и по тональности. На нее позвали молодых писателей, чьи имена пока не много говорят широкой аудитории. Но различие было не только в этом. Дискуссия писателя Захара Прилепина, попросившего у президента амнистировать осужденных национал-большевиков и обуздать чиновников, вытаптывающих оппозицию, не стала достоянием общественности. Гласности было предано то, как молодые литераторы просят помощи у государства, а государство в лице просвещенного лидера выступает покровителем изящных искусств, их деликатным критиком и ментором. “Государство должно определить приоритеты, что важнее и на что оно будет готово тратить деньги, как оно формулирует этот свой интерес. Я не говорю сейчас о вещах, которые лежат на поверхности: пропаганда здорового образа жизни, семья, армия, безопасность, борьба с наркотиками <...>. Или государство считает необходимым поддерживать литературу, которая развивает вкус <...> сохраняет русский язык, учит думать читателей”, – заявил Путин. Это уже похоже на резолюцию ЦК РКП(б) 1925 г. о поддержке “пролетарского искусства”. Стало быть, “первый съезд писателей” еще впереди.

Рост государственной экономики снова позволяет думать об идеологической надстройке. “Нужна общая система образов, общее понятие ценностей”, – сказал на такой же встрече с молодыми писателями в ноябре 2006 г. Владислав Сурков. Это понятно, но при чем здесь молодые провинциальные писатели? Подбор, вполне возможно, случаен. Как подбор детей на кремлевскую елку. Но организаторы отдают себе отчет в том, что аудитория ожидающих госзаказа “инженеров человеческих душ” гораздо шире. Слова Путина о госзаказе, вероятно, адресованы всей писательской общественности. Это похоже на объявление открытого конкурса.