От редакции: Налоговый преемник

Налоговая дискуссия набирает обороты. Правда, уровень ее “конструктивности”, похоже, снижается. Еще недавно министр финансов Алексей Кудрин готов был пойти на снижение самого нелюбимого бизнесом налога – НДС – в обмен на увеличение налогового бремени на газовую отрасль, но вчера замминистра Сергей Шаталов заявил, что снижать НДС Минфин не собирается. Компенсировать это Минфин предлагает снижением налога на прибыль – когда-нибудь в отложенном будущем, после выборов. Между тем реальная налоговая реформа крайне нужна российской экономике – высокая ставка единого социального налога (ЕСН) не позволяет вывести зарплаты из тени, а НДС не только высок, но и замораживает средства компаний. Политический лидер, который взялся бы отстаивать интересы бизнеса и населения в налоговой сфере, смог бы претендовать на поддержку на грядущих президентских выборах.

Такого лидера пока нет, и, очевидно, в Минфине его искать не стоит. Снижение ставки налога на прибыль, мера, на первый взгляд кажущаяся правильной и стимулирующей бизнес, на самом деле весьма выхолощенная и бессмысленная. Сегодняшняя ставка (24%) не так высока, чтобы ее снижать: по подсчетам KPMG, средняя ставка по Европейскому союзу – около 25%, в Азии – 30%. Для бизнеса, конечно, приятно любое снижение налогового бремени, но главная головная боль компаний заключается все же в другом – в препятствиях, которые создает нынешняя налоговая система на пути развития и каждодневной деятельности компаний. НДС, в отличие от налога на прибыль, крайне тяжело администрируется, его сложно возместить, а поскольку этим налогом облагаются еще и авансы, то с учетом стоимости отвлекаемого капитала его ставка для бизнеса гораздо выше 18%.

Почему Минфин, который горой стоит за сохранение текущей ставки НДС и ЕСН, готов пойти на снижение налога на прибыль? Прибыль предприятий далеко не главная статья дохода государства – в 2006 г. она принесла бюджету чуть более 510 млрд руб., или 17% от всех налоговых поступлений. НДС обеспечивает более 30% всех налоговых поступлений бюджета. Интересно и то, что почти 80% налога на прибыль поступает в региональные и местные бюджеты, а НДС весь идет в федеральный бюджет. Если исходить из налоговых поступлений за 2006 г., снижение ставки налога на прибыль на 4 п. п., как “условно” предложил Шаталов, может лишить государство порядка 85 млрд руб., при этом основной удар придется по регионам, а федеральный центр практически не почувствует изменений.

Михаил Фрадков, который в начале своего премьерства предлагал снизить НДС с сегодняшних 18% до 13%, мог бы стать настоящим публичным политиком, и его можно было бы с полным правом включить в число преемников первого ряда. На фоне уже представленных россиянам Дмитрия Медведева, преемника с социальным оттенком, и Сергея Иванова, преемника с военно-имперским оттенком, Фрадков выгодно отличался бы наличием программы – пусть простой, но конкретной. Поддержал бы его и крупный бизнес, и средний, и очень многие граждане. НДС, несмотря на свое название, на самом деле является налогом на население, которое оплачивает его во время покупок. Довести эту истину до избирателей и покупателей было бы вполне возможно. Да, но только если бы это действительно была программа действительно независимого политика.