Статья опубликована в № 1811 от 02.03.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Налоговый преемник

От редакции: Налоговый преемник

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Налоговая дискуссия набирает обороты. Правда, уровень ее “конструктивности”, похоже, снижается. Еще недавно министр финансов Алексей Кудрин готов был пойти на снижение самого нелюбимого бизнесом налога – НДС – в обмен на увеличение налогового бремени на газовую отрасль, но вчера замминистра Сергей Шаталов заявил, что снижать НДС Минфин не собирается. Компенсировать это Минфин предлагает снижением налога на прибыль – когда-нибудь в отложенном будущем, после выборов. Между тем реальная налоговая реформа крайне нужна российской экономике – высокая ставка единого социального налога (ЕСН) не позволяет вывести зарплаты из тени, а НДС не только высок, но и замораживает средства компаний. Политический лидер, который взялся бы отстаивать интересы бизнеса и населения в налоговой сфере, смог бы претендовать на поддержку на грядущих президентских выборах.

Такого лидера пока нет, и, очевидно, в Минфине его искать не стоит. Снижение ставки налога на прибыль, мера, на первый взгляд кажущаяся правильной и стимулирующей бизнес, на самом деле весьма выхолощенная и бессмысленная. Сегодняшняя ставка (24%) не так высока, чтобы ее снижать: по подсчетам KPMG, средняя ставка по Европейскому союзу – около 25%, в Азии – 30%. Для бизнеса, конечно, приятно любое снижение налогового бремени, но главная головная боль компаний заключается все же в другом – в препятствиях, которые создает нынешняя налоговая система на пути развития и каждодневной деятельности компаний. НДС, в отличие от налога на прибыль, крайне тяжело администрируется, его сложно возместить, а поскольку этим налогом облагаются еще и авансы, то с учетом стоимости отвлекаемого капитала его ставка для бизнеса гораздо выше 18%.

Почему Минфин, который горой стоит за сохранение текущей ставки НДС и ЕСН, готов пойти на снижение налога на прибыль? Прибыль предприятий далеко не главная статья дохода государства – в 2006 г. она принесла бюджету чуть более 510 млрд руб., или 17% от всех налоговых поступлений. НДС обеспечивает более 30% всех налоговых поступлений бюджета. Интересно и то, что почти 80% налога на прибыль поступает в региональные и местные бюджеты, а НДС весь идет в федеральный бюджет. Если исходить из налоговых поступлений за 2006 г., снижение ставки налога на прибыль на 4 п. п., как “условно” предложил Шаталов, может лишить государство порядка 85 млрд руб., при этом основной удар придется по регионам, а федеральный центр практически не почувствует изменений.

Михаил Фрадков, который в начале своего премьерства предлагал снизить НДС с сегодняшних 18% до 13%, мог бы стать настоящим публичным политиком, и его можно было бы с полным правом включить в число преемников первого ряда. На фоне уже представленных россиянам Дмитрия Медведева, преемника с социальным оттенком, и Сергея Иванова, преемника с военно-имперским оттенком, Фрадков выгодно отличался бы наличием программы – пусть простой, но конкретной. Поддержал бы его и крупный бизнес, и средний, и очень многие граждане. НДС, несмотря на свое название, на самом деле является налогом на население, которое оплачивает его во время покупок. Довести эту истину до избирателей и покупателей было бы вполне возможно. Да, но только если бы это действительно была программа действительно независимого политика.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more