От редакции: Сделайте красиво

Министерство экономического развития и торговли планирует повысить конкурентоспособность российской промышленности в том числе с помощью развития промышленного дизайна. Рынка промдизайна в России нет: предложение представлено несколькими компаниями, спрос выражается в разовых заказах на создание и продвижение продукта. Дизайнеры рассчитывают в том числе на госзаказ.

В пятницу Герман Греф встречался с российскими промышленными дизайнерами. Круг их узок – на встрече было не больше 10 человек, которые именно практикуют, а не преподают промдизайн в вузах. Такие совещания начались еще год назад и стали одним из путей разработки концепции развития дизайна в России до 2008 г. Концепция не предполагала отдельного финансирования и в расходной части состояла из мероприятий, финансируемых в рамках других программ. В октябре вышло поручение премьера о ее реализации. Теперь в министерстве пришли к выводу, что такого статуса для документа недостаточно. Вероятно, будет обсуждаться и возможность отдельного финансирования.

В СССР понятия промдизайн не существовало – был термин “художественное конструирование”. Цель промдизайна – не только “сделать красиво”, но и обеспечить конкурентные преимущества продукта на всех этапах его производства и продвижения. В Советском Союзе с его плановой экономикой объективной оценки промдизайна (которую может дать только рынок) быть не могло.

Но и сейчас есть проблема отсутствия конкуренции – структурная для российской экономики. По данным исследования, проведенного в 2006 г. Высшей школой экономики совместно с Всемирным банком, более 20% руководителей российских фирм заявили, что их компании занимают монопольное положение на рынке (более 50% рынка). Около половины предприятий не конкурируют с зарубежными производителями, 30% компаний реализуют свою продукцию в том же регионе, где находится их производство.

Возможно, и поэтому наш бизнес плохо себе представляет роль и место дизайна. По словам дизайнеров, в русском языке нет термина product development, характеризующего технологический процесс промдизайна, а клиенты в массе своей не понимают, зачем им промдизайн. Это крупный международный производитель, рассчитывая продать 2 млн пылесосов на тесном рынке, вынужден вкладывать средства в дизайн. Отечественный производитель, желающий выпускать чайники или пароварки, заказывает их производство в Китае вместе с дизайном. А здесь зачем? Минэкономразвития планирует стимулировать именно спрос за счет программ обучения и консультирования менеджмента промышленных предприятий, а также технологического и дизайн-аудита – это может быть субсидировано государством. Предполагаются меры налогового стимулирования.

Есть, впрочем, еще одно важное, но опасное направление. Концепция много говорит о средовом и коммуникационном дизайне, а сами дизайнеры – о возможности госзаказа. Речь идет о социальной сфере, строительстве, транспорте, спецслужбах, ВПК. А если посмотреть на темпы роста госсобственности в экономике, можно предположить, что государство действительно обеспечит промдизайн мощными заказами. Когда-то мы это все уже проходили.