От редакции: Болонский экспресс

Реформа отечественного высшего образования, по всей видимости, уже решенный вопрос. Законопроект, предусматривающий постепенный перевод отечественных вузов с привычной подготовки специалистов на последовательную двухступенчатую структуру обучения бакалавров и магистров, уже одобрен правительством (подробнее об этом на стр. А3).

Цель реформы – присоединение к болонскому процессу, который должен привести к унификации образования и признанию наших дипломов на европейском пространстве. От того, насколько успешно будет решена проблема, зависит очень многое. Модернизация университетских программ должна помочь высшей школе стать частью современной экономики, а унификация учебного процесса с ведущими мировыми вузами будет способствовать успешной интеграции молодых россиян в мировой рынок труда.

Инициаторы изменений из Минобразования, из Высшей школы экономики и других вузов, перешедших на систему обучения “бакалавр плюс магистр”, настаивают, что нынешний порядок подготовки специалистов устарел. Он во многом остается буфером, защищающим молодых людей от службы в армии, не учитывает требования современной экономики и мешает российскому образованию стать конкурентным товаром на мировом рынке труда. По данным проведенного в 2004 г. исследования Всемирного банка, лишь 20% российских выпускников работали по специальности.

Инициаторы реформы надеются, что она позволит отечественному образованию и выпускникам вузов стать не менее конкурентоспособным товаром, чем энергоресурсы и боевая техника. Однако они отмечают и ряд серьезных проблем, которые могут погубить благие начинания. Необходима переработка учебных программ, которая сможет превратить будущих бакалавров с сокращенным (четыре года вместо пяти) периодом обучения в полноценных востребованных специалистов. Нужны поправки в закон об образовании и договоренности с Минобороны, которые освободят выпускников бакалавриата, решивших продолжить образование после краткого (два-три года) перерыва на реальную работу, от обязательной армейской лямки. Есть и психологические барьеры в обществе, в том числе и среди студентов. Работодатели, по их собственному признанию, часто смотрят на бакалавров как на недоучек. А по данным проведенного в 2006 г. Высшей школой экономики среди 1453 студентов в 11 вузах страны опроса “Болонья глазами студентов”, 57% опрошенных намерены учиться по нынешним стандартам пять лет, 36% намерены стать магистрами и лишь 3% – бакалаврами.