От редакции: В ожидании собора

Всемирный русский народный собор (ВРНС), прошедший в 11-й раз, остается мероприятием с неясным статусом. Это практически нивелирует его роль и для общества, и для власти, и для курирующей собор Русской православной церкви.

Форум, по мысли организаторов, должен объединять людей, обеспокоенных настоящим и будущим России. В разные годы собор отметился несколькими громкими инициативами. В 2004-м был принят “Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании” – предполагалось, что им будут руководствоваться бизнесмены. В прошлом году прозвучала резкая критика светского понятия о правах человека: по мнению представителей РПЦ, оно не соответствует этическим нормам верующих.

Некоторый эффект от этих решений есть, но очень небольшой. Если почитать итоговые документы соборов, окажется, что почти каждый призывал олигархов делиться с народом, а власть – заботиться о материальном достатке и духовном воспитании (желательно религиозном) населения. И в этом году выступающие в очередной раз призвали олигархов делиться, а власти предложили ввести прогрессивный налог на доходы и отказаться от увеличения налога на недвижимость. Практически на следующий день после окончания собора Владимир Путин в своем бюджетном послании отверг идею прогрессивного налога и поддержал идею рыночного расчета ставки налога на недвижимость.

Для власти ВРНС является чем-то вроде Общественной палаты с религиозным уклоном. Он должен правильно канализировать обратную связь с умеренными патриотами и частью населения, причисляющей себя к активным православным. Критика власти с этой стороны допустима, но не должна быть чрезмерна. Предложения в сфере политики и экономики всерьез не рассматриваются.

Еще меньше собор может влиять на внутрицерковные дела. Настоящая внутрицерковная дискуссия, решения, направленные на укрепление миссии РПЦ в современном обществе, могли бы стать предметом собора поместного – предусмотренного уставом церкви высшего органа управления, в котором участвует не только духовенство, но и миряне. Он не собирался уже 19 лет, а основные внутрицерковные решения принимаются архиерейским собором.