Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1819 от 15.03.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Атомный шантаж

От редакции: Атомный шантаж

В ходе многолетних споров с США и Западом об участии в строительстве Бушерской атомной электростанции в Иране Россия всегда подчеркивала, что в этом контракте нет никакой политики. Вот и сейчас Москва пытается придать сложным переговорам с Тегераном о финансировании работ характер спора хозяйствующих субъектов.

По данным Росатома, Иран за последние полгода из утвержденных по смете $150 млн заплатил всего $50 млн, причем в последние два месяца на российские счета не поступило ни цента. Тегеран заявляет, что платит исправно, и требует уже в марте поставить топливо для реактора. Руководитель Росатома Сергей Кириенко утверждает, что споры вызваны исключительно “техническими требованиями”. Однако за ними чувствуется досада и явное недовольство партнером, нарушившим некие неформальные договоренности.

Истинные причины размолвки, похоже, вызваны не финансовыми разногласиями. Это подтверждает и то, что требования Москвы о своевременной оплате строительства поддержал вчера Вашингтон, всегда критиковавший Россию за бушерский контракт. Первый замминистра энергетики США Клейтон Сэлл назвал их “совершенно правильными”. По словам источников, близких к переговорам, Тегеран в обмен на полный расчет требует от Москвы политической поддержки в ООН при обсуждении вопросов своей ядерной программы. Россия вряд ли поддастся давлению из-за боязни потерять доходы – из общей суммы бушерского контракта в $1 млрд Ирану осталось выплатить $200–250 млн. Но уже сейчас ясно, что Тегеран использовал Россию в значительно большей степени, чем это хотелось бы признать Москве.

Вся история с АЭС в Бушере и российско-иранским сотрудничеством в ядерной сфере – еще одно подтверждение того, что в отношениях с подобными режимами экономические и технологические вопросы неотделимы от политических. Россия начала строить бушерский реактор при умеренном режиме Мохаммада Хатами. Тогда ее нежелание прекращать сотрудничество с Ираном в ядерной сфере и терять выгодный контракт из-за политического давления США выглядело обоснованным. Однако Москва не изменила позицию в этом вопросе и после прихода в начале 2005 г. к власти в Иране исламского радикала Махмуда Ахмадинеджада. Россия не раз выступала против требований США и Запада прекратить иранские ядерные разработки и, несмотря на неурегулированный вопрос с границей по Каспию, поставляла Ирану боевую технику, добилась вывода Бушерской АЭС из-под режима санкций ООН. Но этой последовательной поддержки Тегерана Москве оказалось недостаточно – иранский режим намекнул, что продолжение финансирования строительства Бушера зависит от новых политических уступок России.

Нынешний спор – еще один довод в пользу того, что России надо быть крайне осторожной в отношениях с режимами, похожими на иранский, и не позволять связывать себя экономическими соглашениями (пусть даже и привлекательными на первый взгляд). Их лидеры не прочь использовать Москву как инструмент, позволяющий ослабить давление мирового сообщества, но не склонны соблюдать джентльменские соглашения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать