От редакции: Кормящий жезл

Многократное увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения, одобренное недавно в первом чтении Госдумой, не единственный подарок государства системе ГАИ. В последнее время ей активно помогает Верховный суд (ВС).

В ноябре 2006 г. пленум ВС, разъясняя районным судам порядок рассмотрения дел о нарушении правил дорожного движения, признал необязательным присутствие врача при проверке водителей на трезвость – достаточно показаний “трубки трезвости” или свидетелей. Это означает, что в провинции суды будут довольствоваться показаниями экипажа, задержавшего водителя. Кроме того, ВС приравнял любое пересечение двойной сплошной линии к выезду на встречную полосу. На днях он принял еще два решения не в пользу автолюбителей. Алтайский автовладелец Алексей Фейст, машину которого сотрудники ДПС более 20 минут проверяли на угон, перерыв весь автомобиль, через суд требовал признать незаконным параграф “Наставления по работе ДПС”, который позволяет сотрудникам ГИБДД останавливать все машины, сходные по цвету и марке с находящимися в розыске. Однако суд решил, что это не нарушает права граждан. Наконец, кассационная коллегия ВС отменила решение суда первой инстанции, которое – в случае его вступления в силу – позволило бы автовладельцам, покупающим машины по договору купли-продажи, ставить их на учет без снятия по месту прежней регистрации. Это означает, что надежды на сокращение очередей в регистрационные подразделения ГАИ и на снижение стоимости неофициальных услуг тщетны.

Что же означают эти решения? Показатели аварийности и смертности на отечественных автострадах неутешительны. По данным Росстата, число аварий за последние пять лет увеличилось почти в полтора раза – с 155 000 до 229 000, пропорционально выросло и число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях – с 187 900 до 285 000. Количество жертв ДТП в течение одного года троекратно превышает число погибших в Афганистане за 10 лет войны и снижается медленно: c 38 600 в 2003 г. до 37 900 в 2006 г. (это данные Росстата), а по данным МВД за тот же период – с 35 600 до 33 000.

И дело не только в резком росте автопарка, скверном состоянии дорог и низкой дисциплине водителей, но и в недостаточной подготовке и нерадивости многих сотрудников ГАИ, общая численность которых в прошлом году составляла около 120 000 человек. Это означает, что для оздоровления ситуации на автострадах необходимы не только улучшение покрытия, более четкая разметка, новые светофоры и аппаратура, фиксирующая обстановку и нарушения. Нужна коренная реформа самой ДПС, которая удалит взяточников и профнепригодных сотрудников и даст оставшимся и вновь принятым достойную заработную плату, социальные гарантии и престиж, превратив дорожную милицию в службу, ответственную и заинтересованную в безопасности на дорогах.

Всего этого можно было и не писать. В возможность подобных изменений все равно вряд ли кто-нибудь верит. Просто уж очень характерная история. Хотите, чтобы система стала лучше и эффективнее? Пожалуйста, рецепт есть: дадим ведомству больше власти, больше административной ренты начальству и добавим взяткоемкости любых решений.