От редакции: Вода Urals

Сегодня Всемирный день воды. Он отмечается по решению Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Как обычно, нет недостатка в печальных прогнозах о сокращении водопотребления и дельных советах человечеству по поводу того, как этого избежать.

С 1960 по 2003 г. человечество удвоило потребление воды. Спрос на воду растет. Годовой доход мирового водного сектора превышает $400 млрд и растет на 5% в развитых и на 10–15% в развивающихся странах, по данным компании Standard Life Investments. Растут акции компаний, занимающихся водоснабжением, и других связанных с водой предприятий. Возрастающая потребность в поставках воды ведет к развитию новых технологий по ее очистке, обработке, хранению и транспортировке. В компаниях, разрабатывающих и применяющих такие технологии, доходы растут на 10–15% в год.

Политики любят говорить о том, что страна, имеющая избыток водных ресурсов (Россия входит в десятку стран, обладающих наибольшими водными ресурсами в мире), просто обязана выйти на этот рынок и занять на нем достойные позиции. В качестве аналога в их головах обычно возникает рынок энергетических ресурсов и труба, по которой в одну сторону идет ресурс, а в обратную – деньги. Реформа ЖКХ, новые технологии в сельском хозяйстве и все прочее, что помогло бы стране сохранить и улучшить качество водных ресурсов, слишком мелко и политически незаметно. Поэтому нам рисуют перспективы поставок воды по водопроводам, поворота сибирских рек в Среднюю Азию и т. п. Так Россия может дожить до того, что в трубу можно будет закачивать только грязную воду, которую никто покупать не будет.

Конечно, Россия – не Ближний Восток и не Северная Африка, где положение с водой самое тяжелое в мире. По данным Всемирного банка, страны этих регионов используют 80% своих запасов воды. Основные беды – неэффективное использование земли, чрезмерное использование невозобновляемых источников воды, загрязнение окружающей среды и недостаточное внимание, уделяемое инфраструктуре. К сожалению, те же упреки можно адресовать и богатой водой России.

А ведь Россия находится в несравнимо более выгодном положении, чем большинство стран. Вода занимает 70% поверхности земного шара, но лишь 2,5% всего этого объема – пресная вода. По данным Всемирного водного совета, к 2025 г. около 3,5 млрд человек будут жить в районах, где уже существует проблема нехватки воды либо такие проблемы появятся в будущем. Сегодня около 1,1 млн человек не имеют доступа к чистой питьевой воде. Еще 2,6 млрд не имеют возможности пользоваться простейшими средствами санитарии, такими как туалет.

Российские запасы воды превышают 97 000 куб. км, к которым следует прибавить подземные воды и ледники. Одно только озеро Байкал содержит 20% мировых запасов пресной воды (в жидком виде). Правда, экологи отмечают, что качество воды все время ухудшается. Около 15% питьевой воды практически непригодно к употреблению (особенно плоха вода на Северном Кавказе и Урале). Знаменитые реки и озера загрязняются промышленными стоками. Строительство ГЭС полностью меняет экосистему рек, замедляя процессы самоочистки. В результате деятельности по добыче полезных ископаемых ухудшается ситуация даже в отдаленных болотистых районах – болота сохнут. Кроме того, уменьшаются и запасы: например, крупнейшие сибирские реки Обь и Енисей в связи с изменением климата теряют свою мощь – питающие их ледники Алтая и Саян в последние годы тают.

Коммунальная система в стране остается чрезвычайно неэффективной. По подсчетам специалистов Фонда защиты дикой природы, около 50% расхода воды в Москве – это ЖКХ. И, например, в случае установки унитаза с двумя кнопками москвич мог бы экономить от 16% до 25% воды. Собственно, реальная реформа ЖКХ, в результате которой граждане поняли бы, что энерго-, тепло- и водосбережение – это экономия денег, а помогают этому специальные технологии, как раз способствовала бы развитию водного рынка.