От редакции: Пассивная безопасность

Победа Минфина над чиновниками-транжирами оказалась пирровой. Министру финансов Алексею Кудрину удалось продвинуть идею создания Фонда будущих поколений, но вот денег в нем будет мало. Более того, сам Кудрин признал в интервью “Ведомостям”, что этот фонд не будет неприкасаемым – через три года, если того потребуют обстоятельства, средства могут быть направлены на финансирование бюджета. Эта история отражает общий принцип работы правительства: будущему оно предпочитает настоящее.

По прогнозам Кудрина, Фонд будущих поколений стабилизируется уже к 2009 г. – это значит, что расти за счет дополнительных отчислений он не будет (только разве что за счет грамотного инвестирования). К этому моменту его объем составит 636 млрд руб., т. е. 4500 руб. на одного россиянина. Для сравнения: норвежский аналог – государственный пенсионный фонд Global содержит сегодня около $290 млрд и на одного норвежца приходится приблизительно $62 000 нефтяных сбережений.

Впрочем, и весь сегодняшний стабфонд не очень велик: на 1 марта его объем составлял 2,7 трлн руб. ($103,5 млрд). В пересчете на душу населения – 19 000 руб. Это не те деньги, которые способны обеспечить россиянам достойное будущее. Скоро могут начаться проблемы с выплатами пенсий. В ближайшие шесть лет дефицит бюджета Пенсионного фонда вырастет почти в шесть раз – со 112 млрд руб. в 2005 г. до 633,4 млрд руб. в 2012 г., подсчитал Независимый институт социальной политики. По подсчетам директора Института экономики переходного периода Егора Гайдара, средства, необходимые для финансирования пенсионной системы, составляют 4% ВВП – такую ежегодную доходность мог бы давать стабфонд, составляющий 100% ВВП. Сегодня он в 10 раз меньше.

Сравнение Норвегии и России не очень корректно: в Норвегии живет в 30 раз меньше людей, чем в России. Для того чтобы Россия достигла сравнимой заначки в виде нефтяных накоплений, необходимо экспортировать энергоресурсов даже не в два, а в 10 раз больше. В Норвегии на душу населения годовой экспорт энергоресурсов превышает 40 т нефтяного эквивалента, в России – 3–4 тонны.

Необходимо осознать, что ни нефть, ни газ не обеспечат России стабильного будущего, а россиянам – достойного уровня жизни. Это не значит, что от стабфонда или фонда будущих поколений вообще нет никакой пользы. Стабфонд уже хорошо послужил российской экономике, будучи запечатанным: стерилизация средств позволила предотвратить рост инфляции. Благодаря нефтегазовым сверхдоходам была создана макроэкономическая стабильность и резервы, достаточные для проведения структурных реформ.

Но те же сверхдоходы снизили у чиновников спрос на реформы практически до нуля, и правительство не смогло преодолеть эту банальную психологическую ловушку. Расходы госбюджета постоянно увеличивались, их эффективность – что естественно – оставалась низкой. Национальные проекты пока не показывают реальных результатов, инвестфонд еще толком не заработал, рост зарплат бюджетников привел к росту занятости в госсекторе, но не к росту производительности труда, а рост пенсий, при ближайшем рассмотрении, едва перекрывает инфляцию. Обновления инфраструктуры (а это главная цель для госинвестиций) не происходит, о чем красноречиво свидетельствуют крупные и мелкие аварии.

При этом финансируется бюджет в том числе и за счет стабфонда: в 2005 г. цена отсечения была поднята с $20 до $27 за баррель, а бюджет 2007 г., в котором рост расходов превышает рост доходов, сократит поступления в стабфонд за счет сокращения профицита. Дальнейший рост расходов приведет к тому, что на финансирование бюджета уйдут все нефтяные сверхдоходы – и те, которые будут генерироваться в резервном фонде, и те, которые предназначены для будущего. Решит ли при этом бюджет все насущные проблемы россиян – вопрос риторический.