Правила игры: Цветной мир

А предсказания прошлой колонки пока полностью подтверждаются. Первый аукцион без всякой конкуренции выиграла “Роснефть”.

В прошлый понедельник я написал колонку про то, как организованы аукционы по реализации имущества обанкроченного ЮКОСа. В той статье я всего лишь напомнил читателям (а не организаторам аукционов; организаторы и так хорошо осведомлены), что в мире существует большой опыт проведения крупных аукционов, а упомянутые аукционы одни из крупнейших в истории человечества. Существует также и цель большинства аукционов – максимизация прибыли. Так вот, если помнить о мировом опыте аукционов и предполагать, что организаторы аукциона ставили своей задачей максимизацию прибыли, то аукционы были организованы неправильно. При правильной организации “Роснефти” и “Газпрому”, безусловным фаворитам, пришлось бы заплатить больше.

Кто бы мог подумать, что эта колонка вызовет такую бурную реакцию среди коллег-журналистов! Основной претензией стало то, что я не упомянул о юридических рисках, связанных с продаваемыми активами, – ведь бывшие владельцы, многие эксперты, да и, судя по социологическим опросам, значительная часть граждан считает их крадеными. Собственно, я и сам считаю, что, какой бы ни была история создания ЮКОСа, его разгром нанес значительный ущерб российской экономике (и российской политике), причем особенно плохи долгосрочные, институциональные последствия. Тем не менее я об этом не упомянул, потому что колонка была о другом. Не о добре и зле, а об аукционах с точки зрения официально продекларированной цели этих аукционов.

Тут не о чем было бы и разговаривать, если бы не было понятно, что в ближайшие годы эту аргументацию придется повторять чуть ли не каждый день. Политика активной борьбы со свободой прессы, последовательно проводимая президентом Путиным, и отсутствие широкого общественного интереса к публичным дискуссиям делают задачу публицистов крайне трудной. Похвалил президента – за консервативную ли фискальную политику, за усилия ли по борьбе с “теневой экономикой”, да хоть за непредоставление очередного вспомоществования “АвтоВАЗу”, – публициста сразу обвинят в продажности. Нелегко это признавать, но наша дискуссия показала, что доверия к самой возможности независимого мнения нет и у тех коллег, от которых такого доверия больше всего ждешь.

И тем не менее мы живем не в черно-белом, а в цветном мире. Например, в борьбе за свободу прессы проиграно много сражений и перевес вовсе не на стороне свободной журналистики. Однако война не проиграна, и нет повода опускать руки раньше времени. В борьбе за чистоту и прозрачность аукционов – а это десятки миллиардов долларов – за 10 лет не одержано ни одной победы. Чистоты, прозрачности и оптимальности все меньше и меньше. И даже это не повод опускать руки. Наоборот, как сказал бы инвестиционный аналитик, это “окно возможностей” – чем хуже статус-кво, тем выше возможная отдача от улучшений. И конечно, колонка на тему “следите за руками” пригодится – например, когда будут организовываться аукционы на лицензии на мобильную связь третьего поколения. В черно-белом видении правильно и неправильно организованные аукционы не отличаются друг от друга, а в цветном – отличаются.