От редакции: Закон жизни

Прошедшая вчера в Риме демонстрация в поддержку всемирного моратория на исполнение смертных приговоров выглядела символично. Она завершилась на площади Св. Петра в тот момент, когда папа Бенедикт XVI обратился к верующим с пасхальным посланием. Пасхальные дни – лучшее время, чтобы задуматься о ценности человеческой жизни.

Инициатива Италии (проект соответствующей резолюции Италия направила в Совет Безопасности ООН в декабре 2006 г.) неизбежно всколыхнет старый спор об эффективности высшей меры в борьбе с преступностью и о праве государства лишать человека жизни. В США, Китае, Японии, Сингапуре считают, что такое право у государства есть. В большинстве стран Евросоюза смертная казнь отменена на уровне национальных конституций.

Россия в этом отношении находится на перепутье. Мы вроде бы на стороне большинства – среди 120 государств, запретивших смертную казнь или приостановивших ее исполнение; с другой стороны, лишение жизни по приговору суда сохраняется в пяти статьях российского Уголовного кодекса.

Аргументы обеих сторон известны. Отмена смертной казни непопулярна. Многие говорят о необходимости возмездия убийцам, террористам и насильникам, другие полагают, что налогоплательщики не должны тратиться на содержание извергов.

Смертная казнь, как показывает отечественный и международный опыт, не является эффективным средством борьбы с преступностью. В России в 1995 г. до введения моратория на смертную казнь, по данным Росстата, были убиты 31 700 человек. Спустя 10 лет, в 2006 г., – 27 500. В Канаде, по данным исследования “Смертная казнь. Всемирная перспектива”, в 1975 г. на 100 000 человек приходилось 3,1 убийства, после отмены смертной казни к 2000 г. показатель снизился до 1,7. Наконец, важно осознавать, что в российских условиях сохранение жизни – это гарантия от непоправимой судебной ошибки: вспомним, что до осуждения Андрея Чикатило за совершенные им убийства казнили двух непричастных людей. А в США, по данным Amnesty International, 99 казненных в 1976–1999 гг. – почти 15% от их общего числа – были признаны впоследствии невиновными.