Правила игры: Правильные деньги

Поскольку шанс увидеть хоть сколько-нибудь конкурентную президентскую кампанию в нашей стране невелик, интересно следить за тем, что происходит в стране чужой. В Америке президентская кампания началась необыкновенно рано – выборы пройдут только в ноябре 2008 г., – так что опросы общественного мнения, хотя и дают обильную пищу для комментариев, почти бесполезны для серьезных предсказаний. Поэтому все внимание сосредоточено на деньгах, собранных кандидатами. После первых трех месяцев Хиллари Клинтон, сенатор от штата Нью-Йорк, лидирует среди демократов с $26 млн, ей на пятки наступает Барак Обама, сенатор от штата Иллинойс, с $25 млн. У республиканцев на первом месте Митт Ромни, бывший губернатор Массачусетса, с $21 млн. Кажется, обычное дело – политики добывают деньги и тратят их на то, чтобы увеличить вероятность собственного избрания. Разве наши выборы – когда у нас были настоящие выборы – чем-то отличались?

Отличались, и очень существенно: за этими цифрами есть нечто, что стоило бы разглядеть. Основные деньги, получаемые в прошлом российскими партиями и кандидатами, были крупными суммами, полученными от небольшого числа доноров. Хиллари Клинтон за последние три месяца получила деньги от 50 000 человек, а Обама – от 100 000. Такое большое количество доноров не случайно: максимальное пожертвование, которое кандидат может получить до съезда демократической партии в августе 2008 г. (там по итогам первичных выборов в каждом штате будет определен кандидат от партии), составляет $2300. Пока же среднее пожертвование, полученное Клинтон, – $520, а Обамой – $250. Более того, 90% своих предвыборных денег Обама собрал из пожертвований, размер которых не превышает $100; около 40% пожертвований – это взносы по $25.

В ограничениях на размер пожертвования есть прямой смысл: кандидат вынужден просить поддержки у большего числа избирателей. Как вы думаете, сколько рук нужно было пожать и сколько вопросов выслушать, чтобы получить эти деньги? Тысячи – и это только первые три месяца двухгодичной кампании. За это время кандидаты посещают сотни маленьких городов и поселков. Неудивительно, что американские политики так хорошо представляют интересы своих местных избирателей. (Это совсем другой вопрос, так ли хорошо, что мнение жителей Арканзаса или Миссури учтено в решениях конгресса; во внешней политике это нередко приводит к гремучей смеси высокомерия и непонимания.) Кстати, и политикам выгодно получать деньги таким образом: человек, который пожертвовал на избирательную кампанию кандидата $50, скорее проголосует за него, чем тот, кто просто заявил о своем мнении в процессе опроса. А мелкий бизнесмен, заплативший $500 за завтрак, в числе еще двухсот человек, с кандидатом, скорее пришлет чек еще на $500 местному кандидату от той же партии.

У нас все по-другому. Крупные пожертвования разрывают связь между политиком или партией и миллионами избирателей. Заставить политиков брать деньги понемногу у миллионов, а не помногу у единиц – непростая задача. Однако и простое понимание того, что в этом одна из целей избирательной системы, уже шаг вперед.