Ющенко решился

Год назад, после прошлых парламентских выборов, Юлия Тимошенко назвала право президента на роспуск парламента “ядерным оружием в политике”. Еще в конце марта многие не верили, что Ющенко решится его применить. Украинский премьер Виктор Янукович даже после последнего президентского ультиматума к Партии регионов выражал уверенность, что роспуска парламента не будет. Причины, по которым на Ющенко смотрели как на безответную жертву, просты: на протяжении двух лет президентства отношение к нему со стороны украинских СМИ и многих политиков стало просто уничижительным. Согласно распространенному мнению, Ющенко слабо следит за текущей политикой. Он посвящает большую часть времени пчеловодству и коллекционированию предметов украинской старины. Он всецело подпал под влияние своего окружения и, наконец, просто болен.

Ющенко в массовом восприятии стал похож на Бориса Ельцина последних лет президентства. Но опыт Евгения Примакова и Юрия Лужкова в 1999 г. должен был подсказать Януковичу, что даже такого президента нельзя рассматривать как легкую добычу. Янукович, видимо, забыл поинтересоваться. Он сам вынудил Ющенко после долгих колебаний и предупреждений все-таки применить “ядерное оружие”. Дезертирство бизнес-депутатов из Блока Юлии Тимошенко и “Нашей Украины” угрожало принять катастрофический характер. На момент роспуска парламента сторонникам Януковича оставалось привлечь на свою сторону еще 39 человек для достижения конституционного большинства. Большинство депутатов считали, что это вопрос времени. Получив 301 место в 450-местной Верховной раде, сторонники Януковича могли бы перестроить украинскую политическую систему под свои потребности. В новой системе, скорее всего, не нашлось бы места ни Ющенко, ни его окружению, ни его идеям. Ющенко был вынужден бороться, рискуя проиграть, поскольку, отказываясь от борьбы, гарантированно терял все.

Но если конфликт в российской элите в 1999 г. дал рождение новому порядку, то нынешний конфликт на Украине, кто бы в нем ни победил, лишь консервирует старый. Новые выборы, если они все-таки состоятся, судя по опросам, приведут к формированию примерно такого же парламента, как сейчас. Окружение Ющенко и Тимошенко по-прежнему ненавидит друг друга. При этом “оранжевые” лидеры по-прежнему не способны к продуктивному взаимодействию с промышленной элитой востока страны. В результате Украина застревает в 1990-х гг. Из-за регулярных политических кризисов госаппарат пребывает в перманентном хаосе, бизнес страдает от неопределенности. А регулярные предательства со стороны политиков, их издевательство над законом подрывают веру населения в демократические институты не хуже, чем это происходит в соседних государствах СНГ.