Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1837 от 10.04.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Экзамен для вуза

От редакции: Экзамен для вуза

Если смотреть на количественные показатели, то наша страна испытывает настоящий бум высшего образования. В 1995 г. в 762 вузах учились 2,8 млн студентов, в 2006 г. – уже 7,3 млн в 1090 вузах. Число выпущенных дипломированных специалистов выросло за этот период с 395 500 до 1,06 млн. Однако уровень образования снижается. Причина известна: в стране работает немало вузов, которые заняты не преподаванием, а торговлей дипломами.

Вчера за ненадлежащий контроль за аттестацией, государственной аккредитацией и лицензированием вузов и их филиалов были наказаны глава Рособрнадзора Виктор Болотов и его заместитель Елена Геворкян. Министр образования Андрей Фурсенко объявил подчиненным дисциплинарные взыскания по представлению Генпрокуратуры, которая в ходе проверки Рособрнадзора обнаружила выдачу лицензий вузам, не располагающим квалифицированными преподавателями и не представившими всех необходимых документов.

По отечественной традиции наказания невиновных и награждения непричастных пострадали руководитель Рособрнадзора – один из последовательных сторонников введения единого госэкзамена, который может сократить взятки при поступлении в вузы, и его заместитель, которая настояла на закрытии наиболее одиозных филиалов вузов, почти легально торговавших дипломами. История с выговорами в очередной раз подтвердила очевидное: отечественная система лицензирования вузов и аккредитации программ обучения по многим специальностям не обеспечивает решения двух ключевых задач. Она не гарантирует должного качества образования и не предлагает четких критериев для отказа в выдаче документов, необходимых для открытия нового и продолжения работы действующего вуза, что делает ее взяткоемкой.

Вузы переполняют рынок труда не только малоквалифицированными юристами и экономистами, выпуск которых вырос в 4,4 раза с 1995 г., но и педагогами и работниками культуры и кинематографии (2,3–2,4 раза), создавая при этом дефицит инженеров различных специальностей. По данным исследования Всемирного банка за 2004 г., лишь 20% российских выпускников работали по специальности. Это ведет к падению престижа отечественного образования. По данным ФОМ, в 2001 г. 39% опрошенных полагали, что оно соответствует мировым стандартам или превосходит их, противоположной точки зрения придерживались 35%, 26% не высказали своего мнения. В 2007 г. ситуация изменилась: 35%, 41% и 23% соответственно. А по данным “Левада-центра”, 53% опрошенных не верят в то, что их дети и внуки смогут получить качественное образование.

Прокурорские атаки и выговоры не переломят ситуацию. Необходимо изменить механизм лицензирования вузов и аккредитации, уточнить требования к обучению по конкретным специальностям и внести поправки в закон “Об образовании”, чтобы сделать четкими критерии отзыва лицензии у недобросовестных вузов. Необходимо также дальнейшее распространение ЕГЭ, который заставит вузы конкурировать за сильных абитуриентов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать