Статья опубликована в № 1838 от 11.04.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Плановые инвестиции

От редакции: Плановые инвестиции

Успех чукотского эксперимента не дает покоя лидерам других регионов. Роман Абрамович, объединяющий в своем лице власть и бизнес, действительно многое сделал для вверенного ему региона – с 2000 по 2006 г. среднемесячная зарплата выросла с 5687 руб. до 25 114 руб., а доля людей, живущих за чертой бедности, сократилась с 50,1% до 19,9%. Теперь полпред Дальневосточного федерального округа Камиль Исхаков планирует, что российские бизнесмены вложатся в 87 масштабных проектов, благодаря которым экономика Дальнего Востока вырастет на 2,7 трлн руб.

Пока в этой стратегии мало конкретики: большинство проектов не согласованы с бизнесом и являются лишь идеей губернаторов. Но уже есть примеры того, как подобные идеи власти находят экономическую поддержку бизнеса. На той же схеме частно-государственного партнерства основана стратегия развития города Сочи. Согласно плану Минэкономразвития, если Сочи выиграет конкурс на проведение зимней Олимпиады 2014 г., то объемы инвестиций составят 313,9 млрд руб., из которых на долю федерального бюджета ляжет 185,8 млрд руб. Остальное вложит бизнес: некоторые проекты уже запущены, возражений не слышно.

Красноярский губернатор Александр Хлопонин в своей статье в “Ведомостях” отмечал, что “реализации выявленных планов крупного бизнеса (более $600 млрд инвестиций в ближайшие 10 лет) в 90% случаев мешает недостаточное развитие инфраструктуры”. В стратегии развития любого региона первичны планы бизнеса, под которые государство должно развивать инфраструктуру, но история с дальневосточными проектами больше похожа на зеркальное отражение этой идеи.

Между тем специально созданный для развития инфраструктурных проектов государственный инвестфонд почти не расходуется: в 2006 г. его бюджет составил 69,7 млрд руб., но Минэкономразвития так долго одобряло заявки, что деньги потрачены так и не были. В этом году бюджет инвестфонда – более 110 млрд руб.

Почему же крупный бизнес готов идти на поводу у государства? Родовая травма крупного бизнеса – приватизации 90-х и налоговые схемы – вкупе с сильным государством привели к появлению специфической модели взаимодействия бизнеса и власти: компании должны быть в первую очередь лояльными. Главное при таком подходе не уплата всех налогов в полном объеме, а готовность платить “спецналоги” по первому требованию. Когда-то все ограничивалось финансовой, медийной поддержкой на выборах и отдельными проектами вроде восстановления дворца, но позже система была названа “социальной ответственностью бизнеса”. Теперь наступает новый этап – чиновники уже указывают бизнесу не только как лучше монетизировать свою социальную ответственность, но и куда и как лучше инвестировать деньги.

Формы, которые приобретает частно-государственное партнерство, все больше напоминают плановую экономику – речь идет не о привлечении инвестиций, а об их направлении. По мнению экспертов, подобная модель развития регионов едва ли будет успешной – инвестиции эффективны только в том случае, если есть соответствующие экономические предпосылки, а в них бизнес разбирается лучше, чем чиновники.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать