Политэкономия: Рынок имитаций

Политическая конкуренция – основа демократии. Там, где конкуренция имитируется, политика оказывается бессодержательной, не имеющей отношения к гражданам, их интересам и, высокопарно выражаясь, чаяниям.

Политическая конкуренция определяется многими факторами, главный из которых – сама возможность политической борьбы и выражения мнений. В имитационной демократии конкурируют не идеологии и удачная реализация наказов избирателей, а способность более умело, чем оппонент, доказать начальству, что ты имеешь право на существование. Не избирателю, не народу (он же источник власти), а куратору.

В имитационной демократии точно так же, как партии, ведет себя пресса – не рынок, а куратор решает, быть газете благополучной или нет. Идет борьба не за читателя, а за благоволение начальства. Потому-то и разгорелся такой скандал вокруг публикации интервью Эдуарда Лимонова в ежедневной “Газете”.

Партии испугались, что их, если они не осудят публикацию, отлучат от кураторов и из “приводных ремней” превратят в собственно партии – заставят самостоятельно выживать, переведут из парламентской системы во внепарламентскую. А оттуда прямой путь на политическое кладбище. Потом, когда акт осуждения состоялся, партии испугались другого – что теперь все будут думать, будто они не настоящие, а имитационные, будто они против свободы слова.

И так нехорошо, и эдак.

К тому же Лимонов, как к нему ни относись, сказал в своем интервью болезненную правду о партиях-имитаторах: “Ведь в бюллетене значатся только те политические организации, которые избрала для участия в выборах власть”. Не избиратели, а власть. Получается, что степень легитимности у системных партий невелика. И по этому критерию “оранжисты”, право-левая оппозиция, страшно сказать, имеют право на существование. Право на политическую борьбу, конкуренцию.

Здесь как в экономике. Если вы ищете расположения не потребителя товара и услуги, а государства и его чиновников, значит, вы находитесь вне конкурентной среды, вне рыночной экономики. В экономике в такой системе пострадавшая сторона – потребитель. В политике пострадавшая сторона – избиратель. В сфере медиа – читатель, зритель, слушатель.

“Газета” сыграла в честную игру – напечатала в соответствии с этическим кодексом журналистов мнение действующего политика левого толка (таких у нас много – от Зюганова до Миронова). Обвинения в экстремизме критики не выдерживают – например, Александру Дугину дают слово во многих изданиях. А его идеологическая позиция не менее радикальна, чем у Лимонова, только с крайне правым акцентом. Но он из тех политиков, которые конкурируют не на политических площадках, а на красных ковровых дорожках и приветливо поблескивающем паркете партийно-правительственных коридоров.

В июне 1980-го, намучившись с гневом читателей “Нового американца”, Довлатов написал в своей колонке: “Газета является независимой и свободной трибуной. Эта трибуна предоставляется носителям разных, а зачастую и диаметральных мнений. Редакция не всегда разделяет мнения авторов и несет ответственность лишь за уровень дискуссии”. Золотые слова, которые стоит выучить наизусть партиям-имитаторам, если они захотят когда-нибудь стать настоящими.