Статья опубликована в № 1840 от 13.04.2007 под заголовком: ВЕЩЬ НЕДЕЛИ: Ушастое достояние

Ушастое достояние

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Ценности, принадлежащие народу, должны быть этому народу доступны. Потому что они составляют то, что принято называть национальным достоянием. И не важно, что это произведение искусства или удачно придуманный образ. Предприниматели начали это понимать после слов президента Путина о “социальной ответственности бизнеса”. В 2001 г. бизнесмен Владимир Логвиненко купил в Англии икону Богоматери Одигитрии, написанную Дионисием в 1500 г., и передал ее Третьяковской галерее. Он же в 2004 г. ввез в Россию полотно Питера Пауля Рубенса “Союз земли и воды”, купленное им на аукционе, и вместе с еще одной работой Рубенса, “Поклонение пастухов”, передал в Эрмитаж на постоянную экспозицию. В 2002 г. Владимир Потанин пожертвовал Государственному Эрмитажу $1 млн на покупку у Инкомбанка картины “Черный квадрат” Казимира Малевича. Ну а история Виктора Вексельберга и коллекции изделий Карла Фаберже... разошлась по пословицам.

И вот Алишер Усманов хочет вернуть в Россию из США коллекцию из 547 мультфильмов, жемчужиной которой (как пасхальные яйца в покупке Вексельберга) является Чебурашка. Если “Черный квадрат” – это скорее для высоколобых, а яйца – для народа попроще, то ушастый персонаж Эдуарда Успенского – для всех. И не для одного поколения – первый мультфильм появился в 1969 г. Вы можете не помнить сюжетов этих историй, но вы безошибочно выделите этот образ в любом смысловом ряду, вы знаете несколько анекдотов про Чебурашку и Крокодила Гену, вы уже две Олимпиады подряд видите его во время трансляций – он талисман нашей сборной. На то, что этот персонаж положительный и удачный, указывает простой пример. Чебурашка популярен в Японии, стране, культура которой визуальному уделяет первостепенное внимание. Там его называют “Чеби” и “Русским покемоном”, снимают 50-серийное продолжение мультиков, скупают сувениры.

Это что касается PR. Теперь о сути. Гордое “Усманов вернет Чебурашку России” не вполне соответствует действительности. Он то ведет, то прерывает переговоры с компанией Films by Jove, принадлежащей российскому актеру Олегу Видову (“Всадник без головы”) и его жене Джоан Борстен. Супруги еще в 1992 г. заключили договор с “Союзмультфильмом”, по которому получили коллекцию и международные права на ее коммерческое использование. Мультики были отреставрированы, что стоит денег, и переозвучены на английский язык. Алишер Усманов ведет переговоры о покупке физических копий? Но сомнительно, что отреставрированные, но англоязычные копии нужны федеральному детскому каналу, для которого, по словам предпринимателя, он и старается. При этом о покупке лицензии на международное использование русской анимации речи вроде как тоже не идет. А прокатные права на Россию принадлежали и принадлежат “Союзмультфильму”, равно как и оригиналы 547 фильмов. Не проще ли было отреставрировать их? Да и разговоры о том, что американцы хотят $10 млн, которые Усманов платить не готов, при покупке национального достояния звучат странно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more