От редакции: Капитал инфляции

Прошлый год был отмечен бумом IPO – российские компании привлекли почти $18 млрд. Но ни IPO, ни рекордный приток капитала не помешали правительству и ЦБ удержать инфляцию на уровне 9%. Тем не менее опасения ЦБ не беспочвенны. В I квартале 2007 г. привлечение капитала частным сектором достигло $12,5 млрд, а в прошлом году за аналогичный период наблюдался отток в $5,8 млрд. Эксперты считают, что результаты I квартала носят локальный характер: деньги приходили под IPO Сбербанка и под распродажу активов ЮКОСа. Ради выгодных покупок компании аккумулировали большое количество средств – только “Роснефть” под приобретение новых активов привлекла $22 млрд. В дальнейшем ситуация может и выправиться, а богатый на события I квартал еще не задает тенденцию на весь год – эксперты ожидают, что приток капитала в 2007 г. будет меньше, чем в 2006 г. Установленный в прошлом году рекорд – чистый приток капитала составил $41,6 млрд – едва ли будет побит в этом году: даже министр финансов Алексей Кудрин, который неожиданно увеличил свой прогноз чистого притока капитала на 2007 г. почти в два раза, ожидает, что в страну придет меньше $40 млрд.

Рубль продолжает укрепляться. В параметрах бюджета на этот год заложен обменный курс в 26,5 руб. за доллар, между тем сейчас рубль уже крепче. Это не нравится президенту Путину, который недавно снова обратил внимание правительства на недопустимость укрепления рубля. Но это очень нравится инвесторам – приток капитала в Россию растет.

На прошлой неделе как раз этим и обеспокоились денежные власти: заместитель председателя Центрального банка Константин Корищенко назвал приток иностранного капитала большой проблемой и головной болью – при всей полезности для экономики с точки зрения денежной политики. Приток капитала и инвестиций – это не нефтегазовая выручка, стерилизовать эти потоки не удастся, а значит, высока вероятность и инфляционного эффекта. Ситуацию может спасти снижение нефтегазовых сверхдоходов.

В 2007 г. задача у правительства и ЦБ сложней – уровень инфляции не должен превысить 8%. Но даже если приток капитала не сократится, а бум IPO продолжится (аналитики из Оfferings.ru по результатам 2007 г. ожидают, что компании привлекут $20–25 млрд), запланированного уровня можно будет достичь. На выручку ЦБ должна прийти изменяющаяся конъюнктура: все предыдущие годы ЦБ приходилось бороться с инфляцией на фоне растущего притока нефтедолларов, а в этом году наступит перелом – излишней долларовой выручки, которую ЦБ вынужден выкупать, будет все меньше.

В I квартале 2007 г. сальдо торгового баланса по сравнению с аналогичными показателями прошлого года сократилось на 23,4% – с $36,4 до $27,9 млрд. Импорт растет все быстрей – в 2006 г. он увеличился на 31,3%, а в I квартале 2007  г. темпы достигли 35,8%. А экспорт все больше отстает – в 2006 г. он вырос на 24,7%, а в I квартале 2007 г. – лишь на 3,7%. Ситуация объясняется сокращением нефтегазового экспорта в денежном выражении.

В отличие от резкого роста притока капитала в I квартале 2007 г., тенденция на сокращение торгового баланса – долгосрочная. В Минфине обещают, что к 2010 г. Россия будет близка к нулевому сальдо торгового баланса. Это значит, что все больше долларов будет уходить на оплату импорта и ЦБ не придется их выкупать.

Раньше укрепление рубля воспринималось как действенный способ борьбы с инфляцией, но ЦБ, который проводил соответствующую политику, постоянно подвергался критике – крепкий рубль вредит экспорту. В новых макроэкономических условиях проблема выбора между укреплением рубля и инфляцией уже не стоит так остро – с падением мировых цен на нефть инфляционный прессинг на российскую экономику будет значительно меньше. Едва ли эффект от сокращения прессинга нефтедолларов в обозримом будущем будет перекрыт эффектом от притока капитала.