Статья опубликована в № 1843 от 18.04.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Вне образования

От редакции: Вне образования

В ближайшие пять-шесть лет в России вдвое уменьшится количество абитуриентов. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, это печальное следствие неблагоприятных демографических процессов. Это, опасается министр, негативно скажется на развитии отечественной науки. “Что будет тогда происходить с нашей научной школой в связи со снижением количества абитуриентов в вузах, это тяжелый вопрос”, – заявил он вчера на заседании правительства Москвы.

Но, может быть, и не стоит так волноваться. Число студентов выросло за период с 1995 по 2006 г. с 2,8 млн до 7,3 млн; количество выпущенных дипломированных специалистов за это же время увеличилось с 395 500 до 1,06 млн. Но чем обогатил отечественную науку этот взрывной рост числа людей с высшим образованием, сказать трудно. Да и демографическая тенденция не так страшна: по прогнозам Росстата, количество юношей и девушек 17–20 лет уменьшится в 2010 г. по сравнению с прошлым годом в 1,5–1,7 раза. Не стоит ожидать и серьезного ослабления интереса к высшему образованию. По данным ВЦИОМ, 27% опрошенных считают высшее образование для детей признаком высокого уровня жизни. Диплом о высшем образовании лишь немного уступает таким атрибутам хорошей жизни, как наличие машины, интересной работы и высокого достатка (34%, 30% и 29% соответственно). А по данным социологической компании “Башкирова и партнеры”, подавляющее большинство молодежи 18–29 лет – 85,5% – считают образование необходимым для успешной карьеры в будущем, противоположного мнения придерживаются всего 12,6%.

Сокращение числа абитуриентов уменьшит спрос на “левые” дипломы и обучение юношей ради получения отсрочки от армии. А это, в свою очередь, позволит Рособрнадзору активизировать ликвидацию вузов и их филиалов, торгующих дипломами, и отозвать лицензии у учебных заведений, которые не дают надлежащих знаний выпускникам. По мнению экспертов Института развития образования Высшей школы экономики, Минобрнауки получит возможность более гибко использовать бюджетные места в вузах – сокращать количество будущих педагогов и работников искусства и, наоборот, увеличивать набор на дефицитные специальности: информационные технологии, землеустройство, инженерные профессии. Государству при меньшем количестве студентов будет легче увеличить финансирование приоритетных направлений подготовки специалистов.

Вместе с другими реформами в сфере высшей школы – повсеместным введением единого госэкзамена, приближением учебных программ к требованиям современной науки и индивидуализацией процесса обучения – уменьшение числа абитуриентов может повысить качество отечественного высшего образования. Это позволит активнее привлекать сильных студентов к практической работе по специальности и фундаментальным научным исследованиям еще во время обучения в университете. А значит, приблизит высшее образование не только к потребностям рынка труда, но и к современным научным достижениям.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать