От редакции: Импорт имиджа

Перед Россией стоят новые глобальные вызовы. Период благоприятной нефтяной конъюнктуры закончится, интеграция страны в глобальную экономику с вступлением в ВТО ускорится. В новых условиях решающим фактором успешного участия в мировой торговле станет конкурентоспособность российских компаний.

Помимо материальных возможностей на мировом рынке важны факторы доверия и имиджа. По данным исследования Trust Barometer, в развитых странах российскому бизнесу доверяет только 18% опрошенных топ-менеджеров – это самый низкий показатель. Это не пустой звук: дурной имидж вредит экспансии российского бизнеса. По подсчетам аналитической группы M & А-Intelligence журнала “Слияния и поглощения”, за 2006 г. и январь 2007 г. сорвалось 13 зарубежных сделок российских компаний на общую сумму $50,2 млрд.

На этом фоне странно выглядит ситуация с Российским экономическим форумом. Лондон в последние годы упрочил позиции финансовой столицы мира на фоне падающей привлекательности Нью-Йорка. Но на нынешний форум многие крупные российские бизнесмены не поехали, а чиновников крупного калибра там не будет. Это зря: пренебрегать возможностью напрямую донести до иностранных партнеров и инвесторов свое видение происходящих в России процессов не стоит.

Необходимо понимать, что Запад боится не экспансии российского бизнеса как такового, а национальных особенностей ведения бизнеса. Диалог с партнерами и сближение правил игры с потенциальными инвесторами приводит к прямой экономической выгоде. Российские предприниматели прекрасно знают, что соблюдение международных норм корпоративного управления и отчетности открывает путь к финансовым ресурсам – к выходу на иностранные биржи и привлечению кредитов (см. статью на стр. А4).

Но не стоит забывать и про другую сторону диалога – не инвестиционную, а торговую. Экспорт и импорт способны влиять на конкурентоспособность компаний не меньше, чем внятные правила игры или финансовая и корпоративная прозрачность.

Лишь 20–25% российских предприятий могут называться конкурентоспособными. Таковы выводы исследования российской обрабатывающей промышленности, проведенного в 2005–2006 гг. Высшей школой экономики и Всемирным банком. Но если компании экспортируют хоть малую часть своей продукции, то их конкурентоспособность резко увеличивается. К примеру, в химической промышленности доля экспорта составляет 20,6% от выручки, и в этой отрасли доля конкурентоспособных компаний превышает 45%. В пищепроме экспорт составляет 2,4%, а доля конкурентоспособных компаний – 10–12%.

Влияет на конкурентоспособность и импорт. Исследование ГУ-ВШЭ демонстрирует, что наиболее конкурентоспособные компании отличаются от аутсайдеров долей импорта в затратах на закупку оборудования: чем выше доля импорта, тем выше конкурентоспособность. Между тем структура российского импорта не слишком хороша для развития: недавний отчет Института комплексных стратегических исследований показывает, что увеличение импорта машиностроительной продукции происходит не за счет оборудования, а за счет готовой продукции потребительского назначения. За период с 1999 по 2006 г. общий объем импорта иностранных товаров в Россию увеличился более чем в три раза, а импорт продукции машиностроения – в 7,5 раза. За семь лет доля продукции инвестиционного назначения (те самые станки) в импорте уменьшилась с 70% до 49%, а доля потребительских товаров увеличилась почти в три раза (с 14% до 39%). Казалось бы, диалог с иностранными партнерами никак не способен повлиять на экспортно-импортную структуру российской экономики, но это не так. То же самое исследование ГУ-ВШЭ показывает, что компании с участием иностранного капитала гораздо лучше справляются с диверсификацией сбыта – доля экспорта у них выше.