Статья опубликована в № 1846 от 23.04.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Коллективное сознание

От редакции: Коллективное сознание

Российский бизнес должен задуматься, как наладить взаимоотношения с наемными работниками и профсоюзами. Об этом еще раз напомнили два события – привлекший внимание пикет работников петербургского завода компании Coca-Сola с требованием повысить зарплату и незамеченное решение Верховного суда (ВС) РФ. ВС в пятницу подтвердил постановление Ленинградского облсуда, который по иску администрации всеволожского завода Ford признал незаконной февральскую забастовку с требованием 30%-ного повышения зарплаты. Суд посчитал, что профсоюз был не вправе призывать прекращать работу, не спросив мнения трудового коллектива (около 2000 человек). Профсоюзные лидеры, в свою очередь, утверждают, что менеджеры не предоставили им помещения для общего собрания. Итогом противостояния оказалась кратковременная остановка работы и недополученная выручка на сумму около $4 млн.

Отсутствие цивилизованных отношений невыгодно ни акционерам, ни работникам, поскольку негативно сказывается на производительности труда, благосостоянии работников и грозит репутационными потерями компаниям. В Европе и США многочисленные и сплоченные профсоюзы могут организовать бойкот изделий компании, замеченной в ущемлении прав работников. С другой стороны, коллективный эгоизм последних, выдвигающих требования о значительном росте заработной платы и увеличении социальных гарантий без учета финансового положения предприятий, несет немалую угрозу успешной работе предприятий и их развитию.

На первый взгляд у отечественных и иностранных предпринимателей, работающих в России, нет оснований для беспокойства. По данным Росстата, даже в 2004 г., пиковом для забастовочной активности за последние пять лет, в нашей стране бастовали 195 000 человек, а в 2005-м – всего 85 000, тогда как во Франции или Испании в 2005 г. работу прекращали 3,5 млн и около 3 млн человек соответственно. Пока в нашей стране слабы независимые профсоюзы, способные постоять за права своих членов, – в них числится всего около 1,2 млн человек – меньше 2% работающих. Однако надеяться на то, что забастовки в России останутся экзотикой, не стоит: по данным “Левада-центра”, 62% респондентов полагают возможным участие в забастовках и лишь 33% считают их недопустимыми. А по данным ФОМ, забастовка – второй по эффективности (после демонстраций и митингов) способ борьбы за свои права. Так считают 26%. С развитием экономики и ростом числа цивилизованных предприятий, готовых чтить Трудовой кодекс, у работников все больше возможностей бороться за свои права. Об этом напоминает успешный опыт солидарных усилий трудовых коллективов пивоваренной компании Heineken и Петербургского порта, заметно поднявших себе заработки. Работодатели могли бы воспользоваться моментом низкой забастовочной активности и использовать его для поиска и разработки цивилизованного механизма предотвращения и разрешения трудовых конфликтов. Одним из них может стать оформление коллективных договоров, регламентирующих право на забастовку, указывающих периодичность повышения заработной платы и четкий перечень причин, по которым оно может быть отложено.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать